Автолавки оказались в западне — между чиновниками и ГИБДД

Городские правила торговли с автолавок вошли в противоречие с федеральными Правилами дорожного движения (ПДД). Этой ситуацией воспользовался петербургский КИО, предложив убрать автолавки с улиц города. В помощь чиновникам сотрудники ГИБДД активно эвакуируют автолавки на штрафстоянки.

Малые компании — производители мясной, молочной продукции и хлебобулочных изделий, а также продавцы печатной продукции, торгующие с автолавок, обратились к уполномоченному по защите прав предпринимателей в Петербурге Александру Абросимову с просьбой повлиять на КИО в связи с тем, что им отказывают в заключении договоров на размещение автолавок на участках, которые есть в городской схеме размещения нестационарной розницы.
Кроме того, автолавочники столкнулись еще с одной проблемой: при действующем договоре на размещение автолавки сотрудники ГИБДД эвакуируют их передвижные магазинчики на штрафстоянки города, так как приравнивают их к автомобилям, припаркованным в этом случае с нарушением Правил дорожного движения (ПДД). "Таким образом, в городе возникла правовая коллизия, — говорит Александр Абросимов, бизнес-омбудсмен Петербурга, — с одной стороны, участки для размещения передвижных средств включены в схему размещения временных торговых объектов и предприниматели работают на законных основаниях, а с другой стороны — автолавки расположены на тротуарах и нарушают действующие Правила дорожного движения".
Следует отметить, что ситуация с автолавками признается экспертами исключительно петербургской: в других крупных городах России автолавок нет, в большинстве случаев они работают в сельской местности и небольших городках, где дорожная полиция не так придирчива. В Петербурге в связи с тем, что установка ларька здесь сопряжена с огромными трудностями и денежными затратами, а также участием в аукционах, где почти невозможно выиграть, малый бизнес активно использует автолавки. Места под автолавки по федеральному закону можно получить без конкурса.
Летом 2015 года при распределении мест между компаниями — производителями продуктов питания возник шумный спор за места на улицах города, который закончился тем, что были распределены примерно 300 мест, но на улицах города автолавок работает намного больше, признают эксперты, — более 1000.
Идея для КИО
Комитет имущественных отношений (КИО) решил использовать неопределенную правовую ситуацию с автолавками и направить предложения по исключению участков, которые "нарушают" ПДД, из схемы, тем самым лишив автолавочников бизнеса. Таким образом, все автолавки в городе незаконны, утверждают сами предприниматели, и они вынуждены работать нелегально. Более того, в городе вовсю уже идут суды, где автолавочники отстаивают свои права торговать в соответствии с городскими правилами. "Распределенные городом места заняли в основном не производители, — рассказывает один из участников рынка на условиях анонимности, — как полагается по федеральному закону, а простые перекупщики, они не стесняясь рассылают письма с предложением субаренды мест".
Вопрос вице-премьеру
Разрешить возникшую проблему можно исключительно на федеральном уровне, например исправив Правила дорожного движения: добавить в правила пункт, что автолавкам можно работать на тротуаре. Также можно оговорить положение автолавок и в законе о торговле.
Александр Абросимов направил обращение Борису Титову, уполномоченному при президенте РФ по защите прав предпринимателей, с просьбой разобраться в ситуации. "На время осуществления торговли автолавка становится нестационарным торговым объектом и ее размещение на тротуаре не влечет нарушений ПДД, — говорит Александр Абросимов, — она занимает свое законное место на земельном участке". В качестве правового обоснования своей позиции Александр Абросимов привел положение ГОСТа "Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", в котором утверждается, что автомагазин (торговый автофургон, автолавка) — это нестационарный торговый объект, представляющий собой автотранспортное или транспортное средство с размещенным в кузове торговым оборудованием. Борис Титов направил обращение с просьбой изменить правовой статус автолавок на имя Игоря Шувалова, первого заместителя председателя правительства Российской Федерации.
Нужно отметить, что в мае комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка (КРППР) проводит заседания рабочей группы, на которых рассматриваются предложения районных администраций и ведомств об исключении 561 земельного участка из схемы размещения. Сегодня стало известно, что в ожидании ответа вице-премьера Шувалова места под автолавки исключать из схемы не будут. "Вице-премьер должен ответить после проработки вопроса экспертной группой, произойдет это, скорее всего, в июне", — говорит Александр Абросимов.