Дивиденды испустили газ

 

Ключевая интрига последних месяцев на российском фондовом рынке наконец–то разрешилась не в пользу инвесторов. Их надежды получить дивиденды по акциям "Газпрома" в размере 50% чистой прибыли по МСФО за 2016 год, как хотел Минфин РФ, рухнули. Да и 50% прибыли по МСФО за вычетом так называемой бумажной прибыли, на что недавно намекал президент РФ Владимир Путин, тоже оказались недоступной величиной. Совет директоров "Газпрома" рекомендовал дивиденды почти на уровне прошлогодних, как хотело правление компании, рискнув прибавить к обозначенной правлением сумме лишь 2%.
Акции "Газпрома" в день решения совета директоров упали на 4%. Руководство "Газпрома" в очередной раз продемонстрировало полное пренебрежение интересами акционеров, даже таких могущественных, как государство. Минфин РФ вместе со всеми акционерами газового гиганта недополучит доход, потому что правление "Газпрома" предпочитает тратить деньги так, как считает более целесообразным, пользуясь одобрением первого лица государства. Осенью прошлого года директор Prosperity Capital Александр Бранис на одном из форумов спросил Владимира Путина, почему прибыль "Газпрома" за последние 11 лет упала, хотя мировые цены на газ и объемы экспорта у "Газпрома" остались теми же. Бранис сам же предложил ответ: дело в том, что газовый концерн работает не на акционеров, а на своих подрядчиков. За 11 лет он вложил $200 млрд в строительство газопроводов и освоение месторождений, не считая $80 млрд, потраченных на поддержание мощностей. При этом уже построенные газопроводы используются на 60–65%. Добавим, хотя Бранис это сказать постеснялся, большая часть крупных подрядов "Газпрома" достается фирмам, подконтрольным олигархам, которых молва относит к друзьям Путина.
Президент, естественно, с предложенной версией не согласился, ответив, что, мол, менеджмент "Газпрома" работает на перспективу, и если где–то забегает вперед, то государство его поправит. И теперь, полгода спустя, глава государства снова встал на защиту руководителей газового монополиста от правительства РФ, заявив на прошлой неделе, что дивиденды "Газпрома" надо определять исходя из реалий, а не из бумажной прибыли. Под бумажной прибылью в случае "Газпрома" следует понимать сумму, полученную от рублевой переоценки валютных обязательств. При укреплении рубля это приводит к появлению прибыли, не обеспеченной реальным денежным потоком. После такого комментария президента эксперты быстренько посчитали, что даже за вычетом бумажной прибыли дивиденды "Газпрома" должны были увеличиться на четверть по сравнению с прошлогодними. Однако не тут–то было.
В качестве положительного примера можно привести второго по величине производителя газа в России — "Новатэк". Его дивидендная доходность сейчас ниже, чем у "Газпрома", но компания в последние годы стабильно наращивает выплаты акционерам, причем посредством не только дивидендов, но и выкупа акций. В итоге за 9 лет, с мая 2008 года, цена акций "Новатэка" выросла почти в 4 раза, тогда как акции "Газпрома" за тот же период подешевели чуть ли не втрое. Маленький нюанс: в число крупных акционеров "Новатэка" входит ООО "ВОЛГА ГРУП", подконтрольное одному из друзей Путина, Геннадию Тимченко.