Рыба вернулась. "Балтийский берег" возобновляет производство лосося на фермах в Мурманске

Михаил Бобров, контролирующий около 75% холдинга «Балтийский берег», в 2018 году возобновит производство товарного лосося в Мурманске на фермах «Русского лосося».
Автор фото: Валентин Беликов
Михаил Бобров, контролирующий около 75% холдинга «Балтийский берег», в 2018 году возобновит производство товарного лосося в Мурманске на фермах «Русского лосося».
Автор фото: Валентин Беликов

Холдинг "Балтийский берег", обанкротившийся в 2015 году, возобновляет производство лосося на фермах в Мурманске, остановленное больше года назад.

Рыбоперерабатывающий холдинг "Балтийский берег" (контролируется миллиардером Михаилом Бобровым), в котором 7 апреля было введено конкурсное производство, возобновляет работу своего дочернего предприятия по разведению рыбы — "Русский лосось" в Мурманске. Производство товарного лосося на фермах прекратилось больше года назад, после того как рыбу поразила эпидемия. Возобновление производства обойдется "Балтийскому берегу" в 3,5 млрд рублей. Финансовым партнером предприятия выступит Сбербанк.

На пути к зарыблению

Как сообщил гендиректор и крупнейший совладелец "Балтийского берега" (ББ) Михаил Бобров, в этом году компания будет закупать корма и мальков для разведения лосося, а зарыбление ферм начнется в 2018 году. "По технологии закупать малька нужно за полгода до зарыбления", — пояснил Михаил Бобров. По его словам, объем производства "Русского лосося" будет не меньше, чем до прекращения разведения рыбы. Проектная мощность мурманских ферм — 30 тыс. т лосося в год. После выхода на проектную мощность в 2016 году компания рассчитывала не только самостоятельно обеспечивать сырьем перерабатывающие мощности ББ, но и способствовать сокращению импорта красной рыбы в Россию на 10–15%.
До банкротства "Балтийский берег" был лидером российского рынка производства атлантического лосося с долей 25–27%. Этого результата компания достигла благодаря созданию в 2009 году рыбного хозяйства в Мурманске, в которое было вложено 3 млрд рублей. Но в 2015 году рыбу на фермах поразили болезни — инфекционная анемия лососевых и миксобактериоз. Другой удар компания получила из–за девальвации рубля — резко подорожали валютные кредиты, полученные ББ в 2012–2013 годах на развитие производства. Так, в Россельхозбанке он получил займы на сумму 24,5 млн евро, 51,5 млн норвежских крон и 382 млн рублей. В банке "Интеза" — на 5 млн евро. Кроме того, у ББ были и рублевые кредиты: 2,1 млрд рублей в Сбербанке, по 250 млн рублей в Ишбанке и Энергомашбанке.
Холдинг не справился с обслуживанием этих долгов на фоне резкого падения выручки из–за гибели рыбы: она составила 6,4 млрд рублей в 2016 году против 10 млрд в 2015–м, чистый убыток за тот же период вырос до 1,67 млрд рублей против 220 млн. В 2015 году ББ подал заявление о собственном банкротстве, в начале 2016 года прекратил производство лосося. А также отказался от переработки красной рыбы (на продукцию из нее приходилось 10–15% оборота компании). Это сырье из–за продовольственного эмбарго и эпидемий рыбы в Чили (один из главных каналов поставки красной рыбы в РФ) подорожало на 50%, и переработка его стала для ББ невыгодной.

Продать ненужное

По словам Михаила Боброва, при помощи Сбербанка ББ реструктурировал свои долги. Однако для развития производства компания намерена привлекать деньги, продавая непрофильные активы. В 2000–х холдинг приобрел несколько земельных участков и объектов недвижимости в Петербурге и Ленобласти. В частности, "Балтийскому берегу" принадлежат наделы в Конной Лахте (около 2,3 га), на улице Фучика, 8 (более 6 га), в Шлиссельбурге (около 26,6 га), а также помещения на Лиговском проспекте. В Лахте ББ собирался построить третью производственную площадку (сейчас у холдинга их две — в Ломоносовском районе Ленобласти и в Петербурге). Мощность будущего предприятия в 2008 году оценивалась в 42,9 тыс. т рыбной продукции в год. Но сначала случился кризис 2009 года, потом (в 2014–2015 годах) — рыбный мор, девальвация рубля и заградительные санкции на импорт сырья. И ББ отказался от этих планов. Он разместил в Лахте бетонное производство, которое приобрел в 2010–х для развития девелоперских проектов. Так, на улице Фучика предполагалось построить жилой комплекс комфорткласса на 180 тыс. м2. Сейчас здесь разрешена общественно–деловая и промышленная застройка, ББ переоформляет участок под жилую. На нем находится бизнес–центр площадью 22 тыс. м2. В Шлиссельбурге ББ собирался построить коттеджный поселок (разрешение на строительство получено). Все участки и бетонный завод ББ будет продавать.
Гендиректор Knight Frank СПб Николай Пашков считает, что за надел на улице Фучика можно выручить 1,5–2 млрд рублей. А за участок в Лахте — 60–80 млн рублей. Владислав Фадеев из JLL в СПб отмечает: если назначение участка на Фучика не будет изменено на жилое, можно продать бизнес–центр для реконструкции в класс В+. На офисном рынке Петербурга есть спрос на такие объекты, а бизнес–центров такого размера и класса не строится. "Другой вариант — построить апарт–комплекс", — рассуждает Владислав Фадеев.