Банк России уличил кредитные организации, обслуживающие оборонные предприятия, в обналичивании средств гособоронзаказа. Такие выводы содержатся в годовом отчете ЦБ РФ. Эксперты говорят, что в зоне риска — до трети всего оборонзаказа.
Банк России проверил соблюдение 27 банками требований законодательства о государственном оборонном заказе. "Проверки выявляли факты нарушения порядка открытия и режима использования отдельного счета; случаи проведения по данным счетам отдельных операций, не имеющих явного экономического смысла, схемных операций, направленных на обналичивание средств", — говорится в заключении ЦБ РФ. "На обналичивание идет минимум 50%, а то и все 70% всех сумм гособоронзаказа", — пишут "Ведомости" со ссылкой на источник, близкий к ЦБ и Росфинмониторингу.
На оборону и национальную безопасность Россия потратила в 2016 году 3,8 трлн рублей, что составляет 25% собранных с налогоплательщиков средств. Из них около 2 трлн пошло на закупку новых вооружений, модернизацию имеющегося оружия, ремонт техники, строительство.
Читайте также:
Промышленность
Оборонщики просят Смольный о помощи
Антикоррупционные поправки
С сентября 2015 года заработал измененный закон "О государственном оборонном заказе". В соответствии с антикоррупционными поправками каждому оборонному контракту присваивается идентификационный код. В привязке к этому коду исполнитель гособоронзаказа, а также все его субконтрактники должны открыть расчетные счета в одном из банков, уполномоченных работать с Министерством обороны. Перечень уполномоченных банков утверждает ЦБ РФ. По состоянию на 1 апреля с гособоронзаказом могут работать восемь банков: банк "Россия", Газпромбанк, банк "Санкт-Петербург", ВТБ, Сбербанк, Новикомбанк, ВБРР, Россельхозбанк.
ЦБ на постоянной основе контролирует банки, причастные к гособоронзаказу, но, как правило, в крупных, уполномоченных банках, никаких серьезных нарушений не выявляет. А то, что выявляет, банкиры быстро устраняют.
Самый крупный локальный банк "Санкт-Петербург" вошел в систему гособоронзаказа, стал уполномоченным банком относительно недавно. "Мы получили запрос ЦБ о предоставлении документов в апреле. Все предоставили. Никаких нарушений регулятор не обнаружил", — сообщила представитель банка "Санкт-Петербург" Анна Бархатова. Не найдено пока серьезных нарушений и в остальных семи уполномоченных банках.
Понятно, что число банков, участвующих в гособоронзаказе, не ограничивается перечнем уполномоченных банков. Специальные счета в уполномоченных банках открывают головные исполнители оборонзаказа, получающие аванс, а затем распределяющие его среди соисполнителей. В свою очередь, соисполнители оплачивают услуги и товары своих поставщиков и так далее.
Треть гособоронзаказа в зоне риска
"ДП" неоднократно писал о проблемах с исполнением гособоронзаказа по новому закону, о разрушении кооперационных связей. Головные компании могут иметь до 25 тыс. поставщиков. Не каждый из них находится в том районе страны, где есть представительство уполномоченного банка. Более того, не все поставщики, особенно мелкие, готовы открывать специальные счета в уполномоченных банках. Серьезные проблемы возникли у предприятий, закупающих комплектующие в Европе и в Украине. Чтобы избежать прямого импорта, оборонщики начали создавать фирмы-прокладки, которые закупают импортные изделия, а потом поставляют их на заводы уже под видом российских комплектующих.
"Закон обещают улучшить, но по факту проблемы как были, так и остались. Приходится искать способы, как оплатить работы, чтобы потом не сняли за неисполнение гособоронзаказа, в том числе и обналичивать средства", — говорит один из промышленников. Другой добавляет, что есть предприятия, получающие оборонные заказы, но не имеющие ни оборудования, ни цехов. Зато у них есть военная приемка, и они могут брать гособоронзаказ, а потом размещать его на каком-нибудь заводе. А реальный изготовитель не может получить оборонный заказ, так как не соответствует формальным требования Минобороны, например, не имеет военной приемки.
"То, что обнаружил ЦБ, — это слезы, случайность. Настоящего отмыва они никогда не обнаружат, потому что там все тщательно скрыто, все документы в порядке, не подкопаешься. Да и стоят за этим, вероятно, такие высокие люди, что никто не рискнет копать. Имена не рискну назвать, но намекну, что стоит проверять проектные институты, получающие заказы на изучение, разработку, исследование чего-нибудь. Выполняется обычная бумажная работа, на нее и списываются деньги. Еще стройка: почти все, что с ней связано, надо очень тщательно проверять на предмет завышения смет. Проверять контрагентов, использование фирм-однодневок. Примерно до 30% гособоронзаказа в зоне повышенного риска", — предполагает один из собеседников "ДП".