От столиц до самых до окраин. Как крупные торговые сети развиваются в удаленных регионах России

Автор фото: Лев Федосеев/ТАСС
Автор фото: Лев Федосеев/ТАСС

Сложности с доставкой товаров в труднодоступные и удаленные регионы не останавливают экспансию ретейлеров. Высокие затраты сполна окупаются за счет развития на новых рынках с низкой конкуренцией.

Насыщение рынков крупных городов (а концентрация торговых сетей в Петербурге превышает 90%) заставляет ретейлеров активно развиваться в провинции. Например, универсамы "Магнит" можно встретить в населенных пунктах с численностью до 10 тыс. человек по всей России. У Х5 в Архангельской области 57 "Пятерочек", к концу года компания планирует нарастить сеть до 100 магазинов. По словам Ольги Наумовой, генерального директора сети "Пятерочка", "кусты" такого размера позволяют снизить затраты на логистику, а значит, сделать доставку товара до магазина более эффективной.
Доставку по всем регионам предлагают и крупные интернет–магазины. Обратная сторона такой стратегии — высокие затраты на организацию логистики. "При доставке в труднодоступные места есть две ключевые проблемы — отсутствие постоянного транспортного сообщения и малые объемы для пересылки", — говорит Олег Солодкин, директор SPSR Express в Петербурге и Ленинградской области.
Организация логистики в удаленных уголках страны обходится существенно дороже, чем доставка товаров в Центральном регионе. По данным Х5, cредняя стоимость рейса в Архангельск почти в 14 раз превышает среднюю стоимость рейса в Центральном округе. При этом для потребителя цена доставки из интернет–магазина не должна отличаться пропорционально. По данным "Фотосклада", от Петербурга до Архангельска товар идет 5–8 дней, цена доставки — от 800 рублей (для сравнения: по городу курьер за 290 рублей доставит покупку за 1 день). Доставка посылки массой 2,5 кг из Москвы в Петербург авиатранспортом занимает 1 день, и ее стоимость составляет 1107 рублей, а доставка аналогичной посылки в Архангельск самолетом займет 1–2 дня при стоимости 1834 рубля, приводят данные в SPSR Express.
"Есть сложности с доставкой в удаленные города с населением менее 20 тыс. жителей, объем заказов невелик, и стоимость доставки из расчета на один заказ, конечно, выше", — отмечают в OZON. Выручает интернет–ретейлеров Почта России, отделения которой есть практически в каждом населенном пункте. Кроме того, минимизировать издержки позволяет использование услуг местных транспортных компаний и сборных грузов (когда в одной фуре едут грузы нескольких компаний).

Страшно попасть в ДТП

Долгие сроки доставки создают проблемы и для продовольственных сетей. Средняя продолжительность рейса из Петербурга в Мурманск с одним водителем составляет около 80 часов, с двумя водителями — около 60 часов, указывают в сети "Магнит". Для более эффективной работы с регионами ретейлеры расширяют сеть распределительных центров (РЦ). Так, Х5 открыла пятый РЦ в СЗФО осенью прошлого года, у "Дикси" есть РЦ в Шушарах, но компания ищет участок под строительство еще одного склада, у "Магнита" по одному РЦ в Петербурге и Великом Новгороде.

Одни на весь поселок

"Самое страшное для нас — это ДТП с участием большегруза, потому что в большинстве регионов просто нет грузового эвакуатора", — признается на условиях анонимности представитель одной из торговых сетей, добавляя, что не менее остро стоит и вопрос ночных стоянок для фур. Их либо нет на всем протяжении пути, либо они не вмещают всех желающих.
В условиях бездорожья ретейлеры готовы использовать подчас экзотические средства передвижения. Так, "Фотосклад" доставлял товар в Сибирь при помощи катера на воздушной подушке. "Почта России" ведет переговоры с различными компаниями по вопросу использования дронов для доставки почтовых отправлений, указывают в УФПС Петербурга и Ленобласти. В практике SPSR Express были доставки на снегоходах в Нарьян–Мар, в Нижнюю Пешу, вертолетом — в деревню Летняя Золотица, на атомном лихтеровозе (грузовое судно) — на Новую Землю, на моторных лодках — в село Лувеньга. Зависит выбор транспортного средства и от времени года. Например, Х5 для логистики в Нарьян–Маре 6 месяцев использует автотранспорт, а в остальное время — авиатранспорт.
Несмотря на все сложности, торговые сети продолжают расширение в удаленных регионах. Официально они говорят о социальной ответственности и желании обеспечить продуктами всех жителей страны. Неофициально признаются, что в Петербурге и области настолько жесткая конкуренция, что магазины работают дверь в дверь. "А в каком–нибудь поселке мы вне конкуренции, конечно, нам это интересно, — говорит представитель одной из федеральных сетей, — даже с учетом бешеной логистики магазины эффективны".
"На магазин в Петербурге мы сейчас закладываем окупаемость в 2 года, и не факт, что это сбудется, а на Севере наш универсам за полгода окупился, правда, там было удачное место", — говорит представитель другой продовольственной сети.
Для "Юлмарта" Северо–Запад — домашний регион, мы стремимся охватить доставкой самые отдаленные его уголки. Все логистические операции осуществляются автомобильным транспортом, в "Юлмарте" есть свой автопарк, включающий более 300 автомобилей разной тоннажности. Альтернативные виды транспорта, тем более необычные, мы на данном этапе не используем. Основная трудность за последние несколько лет — это погодные условия в Заполярье зимой. Несмотря на работу дорожных служб, мы сталкиваемся с закрытием федеральных трасс из–за снегопадов или метелей.
Андрей Лахтин
Руководитель Сети Пунктов Выдачи Заказов "Юлмарта"
Местные игроки в отдаленных регионах держат высокие цены, у них узкий ассортимент, отсюда и популярность крупных федеральных интернет–магазинов, где ассортимент в разы шире и даже с учетом доставки покупать выгоднее. У нас самый популярный товар для труднодоступных регионов — смартфоны. Молва о качественных китайских смартфонах дошла до регионов, но на местах их не купить. Встает выбор — взять в Китае или в России? Покупают у нас, потому что мы даем гарантии и короткие сроки доставки за счет отсутствия таможни.
Алексей Банников
генеральный директор ГК "Фотосклад"