Как в Петербурге открыть школу китайского языка

Автор фото: Беликов Валентин
Автор фото: Беликов Валентин

Динара Мин (30 лет) знает четыре языка: казахский, русский, английский и китайский. После 9 лет преподавания сначала английского, а потом китайского девушка сменила карьеру репетитора на собственный бизнес. В ее школе китайского языка уроки ведут 17 носителей из разных провинций Китая.

Будущая предпринимательница родилась в Алма–Ате, окончила там лингвистическую гимназию и в 2004 году приехала в Петербург. Училась здесь в ИНЖЭКОНе и на философском факультете СПбГУ. "Моя мама на четверть китаянка, я с детства питала интерес к Китаю: в СПбГУ я продолжила изучать культуру этой страны и начала заниматься китайским", — объясняет Динара. В то время ей было 22 года.
Прадедушка Динары был послом Казахской ССР в КНР, но его карьера быстро закончилась: влюбившись в китаянку, он женился на ней и привез ее в Казахстан. Мама Динары хотела, чтобы та продолжила карьеру прадеда. Поэтому в 2010 году Динара уехала в Китай — учиться на дипломата в Пекинском государственном университете. "Там у меня была языковая практика: я планировала окончить магистратуру на факультете международных отношений, но отказалась от этой идеи, чтобы посвятить свою жизнь преподаванию. Вернулась в Россию, чтобы открыть свою школу китайского", — продолжает она. Ее поразило, что китайцы знают о России больше, чем русские о Китае.
"Мы помогли им построить коммунизм, и они до сих пор благодарны, — говорит Динара. — В учебной программе китайцев, например, есть Островский и Пушкин. Я хочу, чтобы больше наших соотечественников знало о Китае, потому что это страна с древней историей, с которой мы взаимодействуем на протяжении 200 лет".

Учи как малыша

Динара помнит свою первую встречу с китайским языком. "Это был 1992 год, когда в постсоветские страны хлынул поток китайских товаров. Мне подарили мои первые кроссовки. Я перевернула коробку — я помню этот день до сих пор — и увидела иероглифы. Меня поразило то, как необычно красиво выглядели буквы".
Вернувшись из Пекина, Динара стала преподавать китайский. Педагогический опыт у нее уже был: с 2008 года она подрабатывала репетитором по английскому: сначала знакомые попросили помогать с домашними заданиями их дочке, а потом дело пошло.
За годы работы репетитором английского девушка выработала собственную систему обучения. Суть ее в том, что любого человека — ребенка или взрослого — чужому для него языку нужно обучать так, как он в детстве осваивал свой родной. "Вспомните, как мы учили русский: сначала мы много слушали и повторяли. Потом эти слова мы пробовали прочитать, а затем написать", — говорит Динара.
Свою школу она открыла в 2015 году. "До этого я занималась с учениками один на один, но в какой–то момент желающих стало столько, что нужно было создавать мини–группы. Однажды папа моего ученика предложил: "Динара, давайте я помогу вам с кабинетом", — рассказывает девушка.
Сначала в школе преподавали два языка, но потом Динара остановилась на китайском. Своих учеников она находит благодаря бесплатным мастер–классам, которые проходят раз в 2 недели. О них потенциальные клиенты Динары узнают из таргетированной рекламы в соцсетях.

Полгода до Китая

Уроки в Школе китайского языка Динары Мин ведут 17 преподавателей из разных провинций Китая. Сама она уроки уже не ведет: только тренирует преподавателей.
Выучить китайский до уровня разговорного можно за полгода, говорит предпринимательница. Помогает то, что китайский очень образный язык: слова короткие и запоминаются быстро. Через полгода ученики едут на языковую стажировку в Китай — китайские институты получают деньги на такое обучение от правительства, ученики платят только за перелет и проживание. Чтобы попасть на стажировку, нужно сдать устный экзамен HSKK, к которому готовят в школе. В июне, например, ученики Динары уезжают в Нанкин в низовьях реки Янцзы.
Оборот школы — 1 млн рублей в месяц. Сейчас у Динары 150 постоянных учеников от 20 до 60 лет. С августа 2017 года школа будет обучать также подростков, что позволит увеличить количество учеников к концу года до 500, а оборот — до 5 млн рублей в месяц. Уже есть чем гордиться: одна ученица сейчас работает в представительстве "Росатома" в Китае, еще один ученик — там же в представительстве "Газпрома".
В Петербурге не больше 20 школ, где можно найти курсы китайского. Есть специализированные: "Иероглиф" и "Школа Конфуция", организованная правительством КНР. В этом году в дополнение к центру на Невском Динара откроет школу в Приморском районе. В планах — запустить онлайн–школу китайского для русскоговорящих людей из разных стран.
"В топе востребованных языков сейчас английский, немецкий, испанский и французский, но спрос на китайский растет в течение последних 7 лет, и он вполне может присоединиться к топу через 2–3 года", — говорит Ирина Михайловская, директор образовательного центра "Вера".