Работа как по маслу. Петербургская компания "ВМПавто" открывает магазин в Гонконге

Владелец ООО «ВМПавто» Василий Кузьмин.
Автор фото: Сергей Николаев
Владелец ООО «ВМПавто» Василий Кузьмин.
Автор фото: Сергей Николаев

Петербургская фирма по производству автохимии и смазочных материалов "ВМПавто" открывает магазин в Гонконге. На мировом рынке компания конкурирует с ТНК.

Петербургская компания "ВМПавто" (бренд VmpAuto) по производству автосмазок 14 мая в Гонконге откроет вместе с местным партнером розничный шоу–рум. Сейчас у фирмы есть представители в 33 странах мира, в том числе в Чили, Мексике, Китае, на Тайване, в странах Евросоюза. И в России, и за рубежом фирма продает свою продукцию через партнеров–дилеров, которым продают продукцию оптом. Экспорт, рассказывает владелец компании Василий Кузьмин, — не самоцель, большая часть представителей фирмы работают в российских регионах. "Импортозамещение и экспорт друг друга продолжают: чтобы успешно продавать продукцию за рубежом, нужно сначала завоевать стабильную долю рынка в собственной стране", — говорит Кузьмин.

Исследования и экспорт

По данным СПАРК, оборот группы компаний, в которую входят ООО "ВМПавто", ООО "Смазка.ру" и другие, превышает 300 млн рублей. Компания выпускает около 1200 т смазочных материалов и автохимии в год, в розницу они в основном продаются в российских регионах через представителей: дилеров и дистрибьюторов, а также через Интернет. Кроме того, компания участвует в тендерах строительных фирм, автопроизводителей, компаний по производству или аренде техники и др.
Большинство работающих компаний на мировом рынке смазок — транснациональные компании и крупные предприятия. Это Shell, Castrol, Mobil и др. В "ВМПавто" поясняют, что выживать на таком рынке позволяет наличие собственной лаборатории, где работают девять сотрудников. Примерно раз в полгода исследовательская часть отправляет в производство новый продукт, всего в ассортименте фирмы более 200 наименований. Многие из них — собственные изобретения, запатентованные в России и за рубежом, это также помогает привлекать иностранных партнеров. Кроме того, как и многим экспортерам, помогает низкий рубль и в целом дешевизна российской продукции в сравнении с импортом. Хотя и затраты у бизнеса немалые: сырье для производства закупают в 10 разных странах.
"Если в компании нет лаборатории, а только производство, рынок будет потерян: технологии развиваются очень быстро. К тому же фирмы, с которыми мы стараемся конкурировать, — это компании с историей в сотни лет", — уверен Василий Кузьмин. Он добавляет, что опытные клиенты к выбору смазок подходят ответственно, на их выбор влияет не только цена: если кран остановится во время стройки, финансовые потери окажутся гораздо выше. Среди крупных покупателей — ОАО "БелАЗ", ООО "Машиностроительный завод "ТОНАР" и другие. А малым розничным дилерам фирма предлагает купить готовый набор товаров, которые входят в стандартный ассортимент автомагазина, для перепродажи.
Компанию "ВМПавто" Кузьмин основал в 1996 году, поначалу она занималась только продажей смазочных материалов. "В офисе площадью 12 м2 работали трое сотрудников", — вспоминает учредитель. Сейчас в компании около 100 сотрудников, 30 из них — на производстве площадью 1500 м2 на юге Петербурга, помещение выкупили в собственность.

Место после лидеров

Объем производства смазочных материалов в России, по данным Ernst & Young, — более 3,2 млн т.
Александр Кузьмин, гендиректор компании "РусХОЛТС", рассказывает, что крупные компании контролируют 80% рынка фасованных масел в магазинах и на АЗС. Чаще всего можно встретить бренды "Лукойл", "Газпромнефть", "Роснефть". Остальную часть рынка занимают Castrol, BP, Mobil, Shell.
"Также на розничном рынке много продукции no name сомнительного качества, — добавляет он. — А в автохимии за 5 лет новых производителей не появилось — спрос на средства по уходу за автомобилем снижается. Парк машин молодеет, и развиваются центры техобслуживания, автовладельцы реже ухаживают за автомобилем своими силами".
Но и малые производители на рынке смазок есть, хотя им приходится быть изобретательными в поисках ниши и они часто ограничены в возможностях роста. Им остается около 20% рынка автосмазок (это более 60 млрд рублей в России). Кроме того, небольшие фирмы производят, например, смазки для велосипедов — в этой сфере есть мода на "крафтовую" продукцию малых компаний.