Китайский Huawei вытесняет Ericsson и Nokia с российского рынка оборудования для сотовых операторов

Все большую долю на российском рынке оборудования для сотовых операторов занимает китайский Huawei, он вытесняет прежних лидеров — шведский Ericsson и финскую Nokia.

Если представить российский рынок оборудования для сотовых операторов (базовые станции) в виде семейной фотографии, то выглядит она так: на переднем плане — китайский Huawei и шведский Ericsson, далее — финская Nokia, а на заднем плане виднеются головы корейского Samsung и китайской ZTE (расплывчато). И судя по последним событиям, Huawei становится главным действующим лицом.
Сначала "МегаФон" в декабре 2016 года отчитался о завершении процесса SWAP (от англ. swap — "замена" — модернизация оборудования с переходом от одного поставщика к другому) на Северо–Западе вместе с Huawei. Местный лидер сотового рынка нахваливал новое оборудование и подчеркивал, что последние годы китайский вендор существенно упрочил позиции.
Прямо сейчас "ВымпелКом" (бренд "Билайн") тоже проводит SWAP, но не делится подробностями о том, что на что меняет. Известно, что в конце 2015 года он определил в качестве основных поставщиков Huawei и Ericsson. В течение 2016 года в Петербурге компания, по официальным данным, переходила на оборудование Ericsson. Однако, по сведениям двух источников "ДП", в начале 2017 года "ВымпелКом" переориентировался на Huawei.
"То, что "ВымпелКом" переходит на Huawei, — вопрос решенный. По крайней мере там, где мы работаем, в Петербурге, Краснодаре, Новосибирске, это совершенно точно, — сообщает один источник, который занимается строительством операторских сетей. — Но эту информацию почему–то никто не разглашает. Непонятно, что произошло между "ВымпелКомом" и Ericsson. До середины февраля строили сети на Ericsson, потом резко стройку останавливают. И вдруг — разворот к Huawei. По нашей информации, китайскому поставщику передали 500–600 площадок для строительства базовых станций в Петербурге".
По данным другого источника, "ВымпелКом" решил переходить на Huawei в Петербурге еще в конце 2016 года, а сейчас заканчивается конкурс на выбор подрядчиков для строительства сетей на оборудовании Huawei — возможно, с этим связан период молчания.

Перестановки

"ВымпелКом" дружил с Ericsson при Слободине (Михаил Слободин — бывший гендиректор компании, до сентября 2016–го), — напоминает глава агентства TelecomDaily Денис Кусков. — Теперь для Ericsson привилегированный клиент — МТС. Если шведы потеряют МТС, они потеряют весь российский рынок. У Ericsson сейчас в принципе не лучшие времена. Они сокращают штат".
В 2012 году на пост гендиректора представительства Ericsson в России триумфально взошел Дмитрий Масельский — выходец из Петербурга, работавший в Ericsson в Стокгольме. Перед ним ставились задачи "способствовать укреплению позиций компании на российском рынке и все более активному внедрению в стране ее технологий". Но через 3 года, в 2015–м, Масельского сменил Зоран Лукович. Участники рынка считают, что смена руководства была связана с отсутствием больших успехов. В Ericsson не смогли оперативно ответить на вопросы "ДП".
Считается, что китайские поставщики оборудования преуспевают во многом благодаря субсидиям государства (КНР): за счет этого они могут поставлять технику по цене ниже, чем у конкурентов, но возвращают потом деньги в процессе сервисного обслуживания.
В самом Huawei говорят, что самое привлекательное в их продукте — это не цена: "Нельзя сказать, что наши решения дешевле решений конкурентов. Но часто мы способны предоставить лучший функционал сравнимого по цене решения. Также мы создаем решения под заказчика, то есть ведется доработка и испытания всех новых решений под конкретные требования. Важна также надежность и безопасность, качество и оперативность техподдержки".
На вопрос о доле рынка РФ в компании ответили: "Несомненно, занимаем ведущие позиции".

Второй план

Другой немаловажный игрок — финская Nokia, она поставляет оборудование для сотовых операторов России еще с 1990–х годов. Собственно, сотовая связь в РФ строилась при активном участии североевропейских стран. "Но Nokia потеряла свои позиции еще во время массового перехода операторов на третье поколение сетей связи (3G)", — считают в агентстве "Рустелеком". В российском представительстве Nokia не нашлось человека, готового ответить на вопросы "ДП", а головной офис в Финляндии на запрос своевременно не отреагировал. Тем не менее списывать компанию со счетов рано, на этом оборудовании построены в том числе сети МТС в Москве и Московской области: и регион самый лакомый, и оператор там лидирующий. Плюс Nokia вместе с МТС тестирует сети 5G, впрочем, то же самое делает Ericsson.
Что касается оборудования Samsung, на нем построены, например, сети 4G МТС на Северо–Западе. Солидный кусок. Но МТС говорят, что это единственный такой регион, и другие операторы в списке основных поставщиков Samsung не упоминают. Компания ZTE пришла на российский рынок позже прочих и проявляла себя эпизодически. Например, на оборудовании ZTE запускались сети 4G "Билайна" в Калининграде в 2013 году.
Вероятнее всего, борьба развернется в ближайшие годы между Ericsson и Huawei. На кону сети МТС и Tele2, где пока Huawei присутствует фрагментарно.
В нашей компании устанавливается оборудование Huawei, Nokia, Ericsson. Работа с тремя вендорами позволяет получить лучшие условия обслуживания, страхует от рисков. При этом мы придерживаемся принципа моновендорности в каждом филиале. Сеть, построенная на оборудовании одного поставщика, позволяет предоставить клиентам услуги более высокого качества за счет наиболее эффективного взаимодействия оборудования. Кроме того, повышается надежность сети, упрощается эксплуатация, снижается стоимость владения, уменьшаются затраты на обучение персонала.
Алексей Титов
директор по инфраструктуре Северо–Западного филиала ПАО "МегаФон"
Поставки оборудования для сетей операторов связи — это бизнес "длинный". Контракты заключаются на 3–5 лет. У Ericsson еще минимум года полтора будет такой крупный клиент в России, как МТС. И в течение этого времени шведская компания не будет снижать цены на российском рынке (чтобы конкурировать с китайскими поставщиками), потому что тогда от нее могут потребовать снижения цен клиенты из других стран. С другой стороны, МТС как самый ценный клиент в России может добиваться для себя выгодных условий.
Эльдар Муртазин
ведущий аналитик Mobile Research Group