Генеральный директор сети супермаркетов "Лэнд" Дмитрий Чтецов стал ее совладельцем

Автор фото: Ермохин Сергей
Автор фото: Ермохин Сергей

Глава сети магазинов премиум класса "Лэнд" с февраля этого года стал также и ее соучредителем. Генеральному директору ретейлера Дмитрию Чтецову теперь принаджежит 5%-ная доля в ООО "Лэнд" и ООО "ТК "Лэнд". Мотивация топ-менеджемента предоставлением доли в бизнесе становится все более распространенной в России практикой.

С февраля этого года генеральный директор сети супермаркетов "Лэнд" Дмитрий Чтецов стал также и ее совладельцем. Согласно данным СПАРК, с 17 февраля 2017 года главе торговой сети Дмитрию Чтецову принадлежит доля 5% в компаниях "Лэнд" и "ТК "Лэнд".
Остальные 95% зарегистрированы на кипрский офшор, но до 2011 года в открытых данных совладельцем компании значилась Юлия Демченко, наряду с ней владельцем "Лэнда" также считается Станислав Константинов.

Из управляющих во владельцы

Информация о новом статусе Дмитрия Чтецова указана и на его странице в социальной сети Facebook: в профиле топ-менеджера отмечено, что он является соучредителем и гендиректором cети супермаркетов "Лэнд".
Дмитрий Чтецов возглавил сеть магазинов премиум-класса "Лэнд" в августе 2015 года, до прихода в компанию он работал в компании-конкуренте — сети магазинов "Азбука вкуса".
Розничная сеть "Лэнд" входит в состав группы компаний "Лэнд" наряду с такими направлениями, как: магазиностроение, поставка холодильного оборудования, импорт продуктов питания, она основана в 1993 году. По итогам 2015 года совокупная выручка ООО "Лэнд" и ООО "ТК "Лэнд" составила около 4 млрд рублей, по данным СПАРК. Сейчас сеть супермаркетов "Лэнд" насчитывает 10 магазинов. Ретейлер также является оператором гастронома Stockmann в торговом центре "Невский". Помимо этих магазинов, как ранее писал "ДП", в следующем году сеть "Лэнд" откроет новый супермаркет площадью 2,7 тыс. м2 в торговом комплексе "Пассаж".

Доля для мотивации

Практика приобретения доли в бизнесе наемным сотрудником встречается в российских компаниях не так часто. Программы мотивации топ-менеджеров в виде доли в бизнесе, опционы чаще встречаются в международных компаниях, отмечают эксперты. Однако некоторые работодатели стали практиковать этот метод, тем самым поощряя и мотивируя успешных топ-менеджеров.
"В данном случае сам сотрудник становится уже частью бизнеса и еще больше заинтересован в его росте и развитии, так как доход менеджера будет расти с прибылью компании, —  пояснил представитель компании Superjob Сергей Денисенко. — Плюс сотрудник становится полноценным партнером и может принимать непосредственное участие в стратегических решениях дальнейшего развития".
Такие долгосрочные мотивационные программы могут иметь целью уменьшение разрыва между действующей системой оплаты труда топ-менеджера и его пожеланиями по доходу, добавляет директор по Северо-Западу HeadHunter Юлия Сахарова.
Риски такой системы мотивации могут заключаться только в одном случае, если руководитель начнет консолидировать больший пакет акций или долей в обход существующих акционеров/собственников с целью захвата бизнеса. "Но эти ситуации крайне редки и касаются очень нестабильных бизнесов, переживающих кризис или зависимых от внешних факторов, а также когда ситуация предоставления опциона или доли недостаточно формализована с юридической точки зрения", — поясняет старший партнер компании HR Solutions Алексей Дворник.
По оценке генерального директора сети "Глобус Гурмэ" Андрея Яковлева, такая практика больше распространена в крупных и публичных компаниях, из розничных компаний к привлечению топ-менеджеров в ряды держателей акций прибегают, например, X5 Retail Group  и "Магнит".
К примеру, в 2010 году X5 Retail Group разработала новую программу мотивации топ-менеджеров. Сотрудники розничной компании получали не акции, а "ограниченные права" на них при достижении определенных ключевых показателей: они связаны с ростом выручки и доли на рынке (по сравнению с основными конкурентами) и увеличением показателя EBITDA.