Корейский фактор. Промышленность Петербурга выросла за I квартал на 2%

Автор фото: Коньков Сергей
Сборка автомобилей Hyundai на заводе "Hyundai Motor Manufacturing Rus".

Петербургская промышленность наращивает темпы роста: за I квартал местные производители увеличили выпуск на 2% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Значительную часть прироста обеспечило одно, но самое крупное промпредприятие города — принадлежащее корейцам "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус".

Индекс промышленного производства в Петербурге за январь–март составил 102,0%, подсчитал "Петростат". На 0,7% промышленники увеличили производство в марте по сравнению с февралем (февральский прирост составил 0,8%).
Наибольшие темпы роста с начала 2017 года демонстрирует автопром. Каждый месяц автозаводы демонстрируют выпуск на 25-37% выше прошлогоднего. Автопром — единственная отрасль городской промышленности, удерживающая высокие темпы роста 3 месяца подряд. Но статистический фокус оказался прост: всю позитивную, вдохновляющую статистику Петербургу, по сути, делает одно городское предприятие, но зато самое крупное — это ООО "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" — российский завод компании Hyundai Motor. Почти весь прошлогодний январь завод простоял. А с первого месяца 2017 года начал выпускать новый Solaris, пользующийся высоким спросом, и наращивает выпуск самого популярного в России внедорожника Creta. В результате образовалась разница в производстве между этим и прошлым годом в 10 тыс. автомобилей, которая и украшает петербургскую статистику. В аналитическом агентстве "Auto-Dealer-СПб" сообщили, что всего с января по март Hyundai произвел 54 тыс. автомобилей. А это на 32% выше прошлогоднего уровня. "Завод Toyota несколько скромнее, но тоже нарастил производства, а вот Nissan пока остается на прошлогоднем уровне", — уточнили эксперты "Auto-Dealer-СПб".
Представители других отраслей, показавших в начале 2017 года выдающиеся результаты, замедлили рост или даже ушли в минус. При этом они снижают цены, что может означать сокращение рентабельности из-за падения оборотов и маржи. Так, если в январе производство напитков взлетело на 23%, то в феврале оно поднялось на 5%, а уже в марте упало на 13%. В то же время цену производители напитков снизили на 3%. Аналогичная ситуация в легкой, целлюлозно-бумажной, химической, мебельной промышленности Петербурга.
Некоторые эксперты не исключают, что вскоре, в течение полугода, петербургская индустрия уйдет в глубокий минус, как это уже сделала промышленность Ленобласти, которая падает с начала года. В частности, из-за того, что завод Ford Sollers во Всеволожске сокращает производство и персонал. Еще в конце прошлого года Ford уведомил областную администрацию о высвобождении части сотрудников в связи с сокращением производства. По соглашению сторон компания расторгла трудовые договоры с выплатой пяти окладов с 88 работниками осенью прошлого года и заявила о сокращении еще 130 сотрудников в начале 2017-го.
Подкосило областные предприятия и сокращение объемов строительства в Петербурге, так, на городские стройки в больших объемах шли стройматериалы, производимые в соседнем регионе. Более того, как ранее писал "ДП", областные производители нерудных материалов лишились и столичных заказчиков.
"Эффект низкой базы у петербургской промышленности почти исчерпан. Чтобы оживить промышленность, поддержать ее рост, нужно дать ей крупный заказ, например, судостроителям, энергомашиностроителям, которые привлекут к исполнению заказа множество местных поставщиков. Но надежд на крупные госзаказы, в том числе оборонные, сейчас не очень много. Поэтому есть все основания предполагать, что петербургская промышленность в обозримой перспективе начнет показывать отрицательную динамику", — прогнозирует Дмитрий Кумановский, начальник аналитического отдела ИК "ЛМС".
С ним соглашается Валерий Радченко, президент Ассоциации промышленных предприятий Петербурга: "Физического роста нет, а индексы растут. Я не знаю, как это делается. Конечно, у нас есть несколько предприятий, которые растут, — это Обуховский завод, судостроительная фирма "Алмаз", производитель вертолетных двигателей "Климов". Но таких мало, а ключевые предприятия нашей промышленности — крупные судостроительные заводы Адмиралтейские верфи, Северная верфь — больше заказов не получили".
По словам Ирины Волокитиной, первого заместителя гендиректора АО "ГОЗ Обуховский завод", в этом году выручка предприятия возрастет на 48%, до 23,4 млрд рублей, а консолидированный доход всего Северо–Западного регионального центра АО "Концерн ВКО "Алмаз–Антей", созданного на базе Обуховского завода и выпускающего передвижные зенитно–ракетные комплексы, увеличится в этом году на 35%, до 57,5 млрд рублей.
Максим Мейксин, глава комитета по промышленной политике и инновациям, надеется, что местным промышленникам удастся избежать падения.