Локальное поражение Google обернулось глобальной победой Yandex

Закончилось двухлетнее разбирательство Google с ФАС — Россия стала единственной страной, где доступ к Android есть не только у американского гиганта. Главный его конкурент, "Яндекс", считает, что это решение станет прецедентом для судов в других странах, где рассматриваются дела против Google. Аналитики же считают, что Google в России пошел на мелкие уступки, но зато "Яндекс" получил возможность увеличить выручку за счет контекстной рекламы на рынках СНГ и Турции.

Двухлетнее разбирательство между ФАС и американским интернет-гигантом Google, инициированное по жалобе "Яндекса", завершилось 17 апреля мировым соглашением, а фактически — победой российского поисковика. В "Яндексе" теперь заявляют, что исход этого дела может повлиять на аналогичные антимонопольные разбирательства в Евросоюзе, Южной Корее и Турции.
Однако американский рынок не обратил внимания на поражение Google в России: 17 апреля в ходе торгов акциями Alphabet Inc., холдинговой компании Google, ценные бумаги поисковика подорожали на 1,3%, до $834,27 за акцию. Правда, котировки Yandex N.V. на Nasdaq подскочили на 7,74%, до $24,51 за акцию класса "А". В первой половине дня 18 апреля акции Alphabet продолжили рост в пределах 2%, бумаги Yandex, напротив, упали на 3%.
Поражение на скромном по доходам российском рынке для мирового гиганта, по всей видимости, останется лишь незначительной локальной проблемой, в то время как для "Яндекса" эта победа может дать возможности для более активной экспансии на зарубежных рынках.
"Яндекс" в своей жалобе ФАС, с которой в 2015 году началось двухлетнее разбирательство, утверждал, что Google фактически запрещает производителям телефонов Fly, Explay и Prestigio устанавливать по умолчанию сервисы своих конкурентов, например того же "Яндекса". Представитель Google на это отвечал, что пользователи имеют право самостоятельно удалять любые приложения и заменять их программами конкурентов.
По условиям мирового соглашения, подписанного 17 апреля между ФАС и Google, американский поисковик отказывается от требований эксклюзивности своих приложений на устройствах на базе Android в России, а также выплатит оба наложенных на него штрафа (438 млн рублей и 1 млн рублей) и прекратит все судебные разбирательства с ФАС.
Тем не менее нельзя сказать, что это дело — полный триумф "Яндекса". Google отступил, но главного не отдал — доступ к приложениям все равно будет обеспечиваться через Google Play.
Google на 6 лет и 9 месяцев позволит вендорам устанавливать любые приложения третьих сторон на Android-телефоны и планшеты. Что касается браузера, тут покупателю смартфона изначально предложено будет сделать выбор между поисковиками.
Как заявил глава "Яндекса" в России Александр Шульгин, компания уже заключила договор с Google о включении поиска "Яндекса" в мобильный браузер Chrome. При этом, по его словам, у компании уже есть соглашение о сотрудничестве с рядом производителей мобильных устройств, в частности с Samsung.
Позже о планах обратиться в корпорацию Google для заключения коммерческих соглашений о продвижении своего поисковика в Chrome заявили и в Mail.ru Group. "Также мы еще раз обратимся к производителям сотовых телефонов на ОС Android, так как ситуация для них поменялась, и после подписания соглашения с ФАС Google обещал не препятствовать выпуску телефонов с ОС Android с предустановленными поисковыми приложениями на российский рынок", — сообщил агентству RNS вице-президент Mail.Ru Group Владимир Габриелян.

Турция покажет

Глава "Яндекса" Аркадий Волож приветствовал заключение мирового соглашения "Сегодня важный день для российских пользователей Интернета", — заявил он. Волож отметил, что миллионы российских пользователей Android смогут выбирать поиск по умолчанию, а сама операционная система, благодаря мерам ФАС, станет более открытой. В "Яндексе" также отметили, что соглашение позитивно повлияет на его долю рынка мобильного поиска на Android, однако "эффект будет проявляться постепенно, по мере выполнения условий договоренностей".
За несколько лет "Яндекс" потерял существенную долю своей аудитории на фоне роста популярности смартфонов, где по умолчанию был установлен поиск Google. В марте 2014 года соотношение было 62% у "Яндекса" против 27,6% у Google. Осенью 2016 года доля российского поисковика "частично снизилась из-за действий Google на Android и перераспределилась в пользу поискового приложения Google", отмечал глава "Яндекса" в России Александр Шульгин. В марте 2017 года соотношение составило 55,2% против 39,5% в пользу "Яндекса".
Мировое соглашение имеет большее значение именно для "Яндекса". Доля поиска через "Яндекс" может увеличится за счет смартфонов под Android (ранее эта часть рынка была практически под контролем Google), а значит, компания сможет больше зарабатывать на контекстной рекламе, отмечают в "Альпари". "Наиболее интересно, какое решение примет антимонопольное ведомство Турции — "Яндекс" активно развивается на этом рынке. Учитывая улучшение российско-турецких отношений в последнее время, ведомство вполне может принять сторону российской компании", — считают в "Альпари".
Как полагают аналитики "Альпари", существенно на ход разбирательства в европейских антимонопольных ведомствах российский прецедент не повлияет. В любом случае, разбирательства ЕС с Google для "Яндекс" не столь существенны — ключевыми рынками для поисковика являются Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан. Для Google заключение соглашения с "Яндекс" не несет каких-либо рисков, но отчасти это может задеть репутацию российского топ-менеджмента Google.
"Показательно, что вчера акции Google выросли на 1,65%, — указывают в "Альпари". — В масштабах Google российский рынок — практически капля в море, так что даже снижение доли на нем не скажется существенно на финансовых показателях компании. Ключевые рынки для Google — США и Европа, на них приходится 75% выручки компании. Позиции Google на этих рынках достаточно стабильны".
Глава "Рустелекома" Юрий Брюквин также отмечает, что в ЕС идут судебные разбирательства совсем другого порядка, и победа ФАС никак не повлияет на решения европейских судов.
"В России Google просто показал границу уступок, на которые готова пойти американская корпорация, — убежден Брюквин. — Но в структуре доходов Google объем российского рынка просто мизерный, и у нас они готовы пойти на выгодные для себя уступки по непринципиальным для них направлениям. Если бы власти потребовали чего-то большего, например доступ к технологиям, то мирового соглашения бы не было. А так — это просто красивая история для ФАС и полезная для "Яндекса".

Бесконечные суды

В ЕС аналогичное разбирательство в отношении Google ведется с 2013 года. В 2014 году Европейская комиссия привлекла "Яндекс" в качестве свидетеля в ходе одного из трех антимонопольных расследований в отношении Google. "Дело в ЕС продолжается, и мы надеемся, что его итогом также станет решение, способствующее восстановлению конкуренции", — приводит "Медуза" комментарий "Яндекса" после мирового соглашения Google с ФАС.
В Евросоюзе основанием для антимонопольного расследования против Google стала жалоба альянса Fair Search (в него входят в том числе Microsoft, Nokia, Oracle). В частности, среди доказательств Еврокомиссия упоминала контракты, которыми Google связывает производителей смартфонов и планшетов, — производители устройств обязаны предустанавливать поиск Google на всех Android-устройствах по GMS-лицензии (Google Mobile Services) — это нужно, чтобы установить на устройствах магазин приложений Google Play.
Летом 2016 года в рамках нового расследования чиновники ЕК обвинили Google в том, что корпорация злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке, искусственно ограничивая показ на сайтах-партнерах рекламных объявлений от конкурентов собственного сервиса контекстной рекламы Google AdSense. Кроме того, антимонопольные органы уведомили Google, что продолжают расследование, инициированное в апреле 2015 года, относительно продвижения в поисковой выдаче сервиса Google по поиску товаров и сравнения цен.
Осенью 2016 года ЕК официально предъявила американской корпорации обвинение. ЕК собиралась запретить корпорации вознаграждать производителей смартфонов за предустановку поисковой системы Google по умолчанию на все устройства с ОС Android. По словам еврокомиссара по конкуренции Маргрет Вестагер, поведение Google лишает потребителей возможности выбора мобильных приложений и услуг, а также создает препятствия для инноваций. Штраф для Google в ЕС может составить $7,4 млрд, или около 10% от ее выручки в европейских странах за 2015 год. Расследование этого дела продолжается.
В целом антимонопольные претензии к Google предъявлялись в шести европейских странах, Южной Корее, Бразилии, Индии, Канаде и США. Помимо этого, Google выступает фигурантом серии расследований в рамках дел по политике хранения данных. В Испании корпорацию оштрафовали на 900 тыс. евро, власти Великобритании, Германии, Италии и Нидерландов пригрозили Google миллионными штрафами за незаконный сбор данных пользователей.