Директор макрорегиона «Северо-Запад» Тele2 Олег Телюков о сервисе и будущем рынка

Автор фото: Tele2

В условиях стагнации рынка связи сотовые операторы ищут дополнительные источники доходов и способы привлечения абонентов. В беседе с dp.ru Олег Телюков рассказал об инвестициях в развитие сетей на Северо-Западе, популярности брендированных смартфонов и других аспектах развития оператора.

По данным аналитиков, рынок связи Петербурга в 2016 году сократился на 2,8%. С чем это связано?

— Рынок Петербурга не уникален: аналогичная ситуация складывается по всей стране. В первую очередь это связано с тем, что рынок уже достаточно насыщен: проникновение мобильной связи велико, конкуренция высокая. К тому же меняется структура потребления: объем потребления голосовых услуг становится меньше, зато растет объем передачи данных. Но если раньше рост выручки от передачи данных компенсировал падение доходов от голосовой связи, то сейчас у всей отрасли одна проблема — трафик растет, а цены в конкурентной борьбе снижаются. В результате ценовой битвы за клиента снижается выручка как у каждого из операторов, так и рынка в целом.

Каковы перспективы дальнейшего роста телеком-рынка?

— Вообще, я бы сравнил происходящее на сегодняшнем рынке телекоммуникаций с химической реакцией, в которой участвует множество элементов, в том числе малоизученные. Теоретически понятно, а на деле все может пойти совершенно иначе. Перспективы, конечно, есть — это и мобильная коммерция (растет количество пользователей и суммы транзакций), и монетизация различного вида трафика, а также развитие отрасли в рамках MVNO-проектов, что мы, собственно, сейчас активно и реализуем. В прошлом году мы также сделали ставку на фирменное оборудование и запустили первый брендированный смартфон Tele2 Mini, который стал самым продаваемым среди операторских смартфонов, да и в целом по результатам продаж среди мобильных телефонов он занял хорошую позицию. Такого раньше с операторскими смартфонами не было. Сейчас у нас в линейке и Midi, и Maxi, и Maxi-LTE. Таким образом, мы даем возможность абонентам приобрести современные смартфоны по доступной цене, чтобы они могли пользоваться нашей современной сетью.
Если говорить об отрасли с клиентской точки зрения, то тут все сложнее. Высокая конкуренция приводит к тому, что на выход успешного продукта активно реагируют конкуренты. Это означает, что уникального предложения на рынке существовать не может, так как оно легко тиражируется. Например, недавно мы вывели на рынок новое предложение «Перенос остатков», и его тут же скопировали. Нам, конечно, приятно, что конкуренты оперативно анализируют и используют лучшие практики, но такая стратегия лишает всех игроков рынка уникальности.
В этом году нашим ответом вызову рынка стал запуск новой концепции «Другие правила», в рамках которой мы будем предлагать клиенту сервисы, с помощью которых он может упростить свою жизнь.

Как вы оцениваете итоги 2016 года для компании Тele2 на Северо-Западе?

— Позитивно. Мы активно работали по всем направлениям, в первую очередь продолжали строить сеть в городе и в Ленинградской области. Причем мы не только расширяли зону покрытия, но и увеличивали емкость сети. Наш трафик растет с огромной скоростью, за прошлый год вырос в 6 раз. Здесь мне особенно приятно отметить, что наша сеть справляется, это подтверждают и отзывы клиентов, и независимые исследования. В июне прошлого года агентство Telecom Daily проводило исследование скорости передачи данных у всех операторов, по результатам которого мы показали лучшую среднюю скорость в 3G, а лучшую максимальную скорость с нами разделил еще один оператор. И такие результаты мы демонстрируем уже второй раз: первое подобное исследование проводилось в конце 2015 года. То есть количество абонентов увеличивается, трафик растет, а качество нашей сети от этого не страдает.
Также в прошлом году мы провели полную модернизацию оборудования 2G на всей сети в Петербурге и Ленобласти, причем замена была проведена так, чтобы абоненты этого даже не заметили. Вот это, конечно, высший пилотаж наших технарей и повод для гордости.

В других субъектах Северо-Запада ситуация отличается от Петербурга и области?

— Общие тенденции одинаковы: везде растет трафик и спрос на b2b-услуги. Разница, наверное, только в объемах.

Корпоративных клиентов становится больше?

— У нас серьезно растет b2b-направление: абонентская база увеличилась на 40%, а выручка — на 62%. Нашими клиентами стали «5 канал», Банк «Россия», мы сотрудничаем с UBER. Количество бизнес-клиентов, которые используют наши m2m-решения, выросло на 72%, а выручка по этому направлению — в 4 раза.

В условиях кризиса корпоративные клиенты не сократили расходы на связь?

— Оптимизация, конечно, идет постоянно, но вы же понимаете, что для бизнеса связь зачастую является ключевым фактором, обеспечивающим работу компании.

Tele2 заявила о выпуске банковских карт. Зачем это нужно мобильному оператору?

— Опять же в рамках расширения сервисной составляющей. Банковская карта дает возможность простого пополнения счета, можно установить автоплатеж, клиент получает различные бонусы и преференции, а значит, дольше остается с нами и пользуется нашей связью. Отмечу, что многие операторы самостоятельно развивают банковские продукты, у кого-то даже собственный банк есть. Мы же понимаем, что наша компетенция — обеспечивать связь, поэтому развиваем такие проекты именно в партнерстве с банками.

Какие цели и задачи вы ставите на 2017 год?

— В первую очередь это реализация нашей концепции «Другие правила». О том, что компания меняется, мы весь прошлый год рассказывали абонентам на крупных городских мероприятиях — STEREOLETO, «О да! Еда!», «Усадьба Jazz». В этом году мы планируем стать еще ближе, полезнее и удобнее для наших абонентов. Наша цель — стать лучшим сервисным оператором, потому что в условиях, когда рынок насыщен и даже переполнен, ключевой является работа с абонентами и позитивный результат, чтобы они хотели с нами оставаться надолго.

Есть ли еще куда развиваться сотовой связи, ведь, казалось бы, все уже охвачено сетями?

— Город развивается, появляются новые микрорайоны, строятся большие сооружения — Западный скоростной диаметр, стадион на Крестовском. Поэтому всегда будет потребность расширять покрытие и улучшать качество связи.