Опасное вождение: как автошколы выживают после реформ

Депутаты, бывшие сотрудники ГИБДД и чиновники, выходцы из ДОСААФ и даже иностранцы открывают в Петербурге автошколы. Специфика отрасли позволяет новичкам при относительно небольших инвестициях быстро закрепиться на рынке. "ДП" опросил десятки петербургских автошкол, чтобы выяснить, на чем они зарабатывают и кто стоит за бизнесом по обучению новичков-автомобилистов.

Более 38 тыс. человек в Петербурге в 2016 году получили права категории В (легковые автомобили). Подготовкой водителей в городе и области занимаются более 200 частных и государственных автошкол, зарабатывая на этом примерно 1,1 млрд рублей в год. И хотя за последние пару лет число учеников сократилось чуть ли не вдвое, у многих организаций выручка выросла за последние годы в несколько раз.
Три года назад в России работало 14300 автошкол, сейчас — 6800. Тем не менее в бизнес постоянно приходят новые игроки, которых не пугает повысившаяся цена входа на рынок.
В Петербурге, по информации базы СПАРК, с 2014 года зарегистрированы 44 новые автошколы, из которых всего пять не справились с трудностями и были ликвидированы. Причем в январе-марте 2017 года зарегистрированы три новые автошколы.
На сегодняшний день всего в городе работает 229 учебных заведений, в их число входят частные автошколы, подразделения ДОСААФ и автошколы Всероссийского общества автомобилистов (ВОА). По словам экспертов, кризис и новые реформы коснулись всех автошкол без исключения: кто-то сократил число классов, кому-то пришлось снизить стоимость обучения.

Жесткие реформы

"Многие автошколы после нововведений 2014 года закрылись из-за требований к новому оборудованию. Выполнять их для многих стало затратно. Только стенды для классов стоят 600-800 тыс. рублей на школу", — говорит председатель правления Гильдии автошкол Сергей Лобырев.
Требования, о которых идет речь, стали частью реформы, стартовавшей в России с августа 2014 года. За это время новые, более жесткие правила коснулись не только обучающихся, но и самих автошкол. Из-за новых законов подорожала стоимость обучения. Через 2 месяца после первых нововведений в 2014 году, по данным "Петростата", расценки подскочили почти на 50%.
Многие собеседники "ДП" отмечают, что новые правила не успевают "прижиться", как чиновники запускают новые реформы. Кроме того, на переоборудование автошкол уходит слишком много денег. По словам зампреда Всероссийского общества автомобилистов (ВОА) Николая Матвеева, только подготовка автодрома к новым стандартам автошколам в среднем обошлась в 1,5-2 млн рублей.
Другой представитель бизнеса добавляет, что автошколам предложили построить собственные автодромы, куда сотрудники ГИБДД приезжали бы на экзамен. "А сейчас, с введением нового регламента, эти автодромы не соответствуют новым требованиям, так как там нет некоторых элементов. И что делать? Опять деньги вкладывать? А где гарантия, что через год еще что-нибудь не добавят?" — ругаются владельцы автошкол.
Ряд крупных игроков на рынке утверждают, что новые правила вместе с кризисом и сложными правилами сдачи экзаменов сделали бизнес автошкол нерентабельным.
Но не ко всем реформам владельцы автошкол относятся скептически. Новость о переносе проведения экзаменов в автошколах радостно встретили многие опрошенные респонденты.
По словам директора "Нево-класса" Сергея Епифаненкова, для автошкол, имеющих все необходимое для принятия экзамена, это очень хорошо. А для остальных это отличный стимул инвестировать в свою инфраструктуру.
Чтобы открыть автошколу, владельцу придется платить за аренду учебных площадок, обустройство их по требованиям ГИБДД и аренду классов. Кроме того, надо содержать автопарк и платить зарплаты не менее чем пяти сотрудникам. Общий объем инвестиций владельцы автошкол оценивают в 5 млн рублей в зависимости от планируемых масштабов работы и затрат на продвижение.
В крупных автошколах в штате 10 и более инструкторов по теории и несколько десятков по вождению. К примеру, в одной из крупнейших школ города — "Беллинда" (входит в группу "Смольный") 12 человек преподает теорию, а в списке инструкторов по вождению 42 специалиста. То есть только на зарплаты будет уходить не менее 2 млн рублей в месяц. А значит, школа при заявленной цене 24,9 тыс. рублей должна обучать хотя бы 80 учеников ежемесячно. Примерно так и выходит — по данным самой "Беллинды", в 2016 году через нее прошло 1018 учеников. Более свежих данных в открытом доступе нет, но в 2015 году выручка компании составила 32 млн рублей, получается, где-то треть ее выручки — от смежных услуг, а не от платы за обучение.
Но "Беллинда" входит в пятерку крупнейших автошкол Петербурга по выручке, а ее более скромные коллеги, разумеется, содержат в штате меньше инструкторов. В любом случае аренда помещений составит не менее 90 тыс. рублей в месяц, подсчитал глава "Нево-класса" Сергей Епифаненков. Отдельная строка — содержание своего или аренда чужого автодрома. Пока что в городе, по словам Сергея Епифаненкова, только один оборудованный по всем стандартам автоматизированный автодром — фирма потратила на его обустройство 40 млн рублей. Другие школы пользуются либо автодромами попроще, либо арендуют друг у друга.
После подготовки учебной базы бизнесмены обращаются в комитет по образованию, который выдает лицензии. С 2013 года комитет изменил порядок их выдачи, и теперь что автошколы, что школы парикмахеров получают один тип лицензии — на все виды профессионального образования. Подсчитать, сколько с того момента в Петербурге было выдано лицензий именно автошколам, чиновники не взялись, пояснив, что для них все равны. На сайте ГИБДД представлена информация об автошколах с лицензиями. Сейчас в Петербурге их 208. Это меньше, чем число действующих автошкол, но нередко несколько автошкол работают по одной лицензии. По словам глав крупных автошкол, встречаются и те, что вообще обходятся без лицензий, но "ДП" найти такие не удалось.
После получения бумаг от комитета по образованию школа обращается в ГИБДД за заключением на соответствие своей материально-технической базы требованиям закона.
"Заключение на соответствие достаточно формальный документ. Его не так трудно получить. У ГИБДД есть список, в котором указаны все требования. Приезжает инспектор с проверкой, автошкола ему показывает всё. При этом имущество может быть не твое, а площадка может быть одна на несколько автошкол. По факту же будущих водителей могут лишь пару раз покатать по площадке, а все остальное время они занимаются на парковке около гипермаркета, которая окажется вблизи учебного центра", — говорит директор Автошколы единого стандарта Владислав Гермер.
В 2015 году автошколы получили 679 заключений на соответствие, а в 2016-м — 522, сообщили "ДП" в пресс-службе ГИБДД. Срок этого документа зависит от условий аренды помещений и учебных площадок. Если у автошколы они в собственности, то заключение бессрочное.

Прав все меньше

Из-за нововведений 2016 года, ужесточивших требования к сдаче экзаменов, петербуржцев, получивших в прошлом году права категории Б, стало значительно меньше. По официальной информации ГИБДД, в 2016 году права на вождение легковых автомобилей получили 38363 человека против 42870 новых водителей в 2015-м. Львиную долю из них обучили в частных автошколах — 35492 человека. Остальные получили права категории В через Минобрнауки (в профтехучилищах), Минобороны (солдаты-срочники), ДОСААФ, ВАО, Росавтодор. По большей части в этих организациях водители получают права категорий С, D или спецкатегорий на грузовой и общественный транспорт.
Владислав Гермер считает, что одна из причин спада — экономическая. По его словам, некоторые просто не готовы платить большие деньги за права. Цена обучения — главный фактор для выбора учеником автошколы.
В среднем по Петербургу стоимость курса на категорию В варьируется от 20 тыс. до 40 тыс. рублей. Цены в данном сегменте никак не регулируются государством, и автошколы вправе сами назначать стоимость образования. Владислав Гермер уверен, что низкие цены всегда таят в себе подвох — автошколы не смогут окупиться при стоимости курса 20-25 тыс. рублей.
О низких ценах говорит и руководитель Северо-Западной ассоциации автошкол депутат Законодательного собрания Петербурга Александр Ваймер. По его словам, в автошколах с невысокой стоимостью зачастую вместо покупки собственного автопарка привлекаются частные инструкторы с личными автомобилями, а положенные 56 часов учебной езды в таких школах ученики практически никогда не откатают. Однако практика показывает, что наиболее крупные автошколы с большим потоком учеников способны удерживать именно такой низкий уровень цен.
Несколько собеседников "ДП" отметили, что у автошкол и МРЭО не очень хорошие отношения. Один из источников рассказал о негласном правиле ГИБДД, которое якобы действует на экзаменах. По словам собеседника, больше 50% учеников не сдаст с первого раза экзамен, как бы хорошо они ни ездили. И дело тут даже не во взятке, а в статистике аварийности — инспекторы чуть ли не нарочно добиваются того, чтобы неуверенные ученики прошли дополнительный курс, даже если они могут нормально сдать экзамен. Однако на практике это скорее страшилка для учеников. По данным ГИБДД, с первого раза в частных автошколах экзамены сдают 80-83% кандидатов.

Чей бизнес?

Владислав Гермер в беседе с корреспондентом "ДП" рассказал, что часто автошколами  владеют выходцы из ДОСААФ. К примеру, руководитель Гатчинской ДОСААФ Дмитрий Шустов, по данным базы СПАРК, владеет автошколой в Коммунаре. Совладельцем сети "Смольный" является другой выходец из ДОСААФ Дмитрий Шартух. Андрей Кочманов, владеющий автошколой "Пулково", руководит одноименным управлением ДОСААФ в Петербурге.
Бывший начальник ГИБДД по Петербургу Владимир Машнин тоже не сидит без дела — он один из учредителей автошколы "Нево-класс". Руководитель Союза автошкол Петербурга и Ленинградской области Александр Сальников владеет сетью автошкол "Тур". Супруга депутата Законодательного собрания Александра Ваймера — Любовь Ваймер — директор в Автошколе Ваймера. По данным базы СПАРК, Александр Ваймер числится как один из учредителей этой автошколы, но в беседе с корреспондентом "ДП" он заявил, что информация старая и сейчас он не имеет отношения к бизнесу.

Не правами едиными

Александр Ваймер корреспонденту "ДП" рассказал, что автошколы могут зарабатывать деньги не только курсами по вождению. Некоторые получают прибыль от проведения дополнительных секций, кружков или ралли. По его подсчетам, стоимость проведения одного ралли равняется 2-3 млн рублей.
Одной из таких организаций оказалась юношеская автошкола "Автоград", входящая в состав клуба "А24". Выручка автошколы за 2015 год составила около 45 млн рублей. Директор учебного заведения Андрей Коноваленко отметил, что на такую сумму найти клиентов автошколе невозможно. Он объяснил, что большая часть средств была получена за счет госконтрактов в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. По словам руководителя, раньше они действительно проводили детско-юношеские ралли, однако сейчас подобные мероприятия уже не проводятся.
За счет госконтрактов серьезной выручкой могут похвастаться несколько подразделений ДОСААФ и ряд частных школ. К примеру, учредитель автошколы "Светофор" Виктор Догаев — также владелец автошкол в Нижнем Новгороде и Курске. В Петербурге его автошкола выиграла несколько тендеров на услуги для войсковых частей.
Владельцы некоторых автошкол имеют бизнес в сфере страхования. К примеру, учредитель автошкол "Мустанг" и "Формула" Лев Алексеев владеет страховой фирмой "Автоклуб-Лайф". Директор автошколы "ЦААС" значится в учредителях "Авт-сервиса", основным видом деятельности которого является работа турагентств.
Бывший вице-губернатор Ленобласти, отвечавший за строительство, Георгий Богачев (сейчас — координатор Национального объединения строителей по Северо-Западному федеральному округу) является совладельцем автошколы с годовым оборотом почти 24 млн рублей — "Автоком", которая располагается в Выборге. Вместе со своим партнером, директором автошколы Натальей Карандиной, бывший чиновник владеет также компанией по аренде недвижимости.
В ООО "Балтик-Стар" рассказали, что помимо обучения вождению компания проводит секции для детей: там их учат фехтовать, занимаются возрождением культуры средневековья.

Самые богатые

В целом большинство автошкол, чьи отчеты доступны в открытом доступе, зарабатывают до 10 млн рублей в год. При полной заполняемости средняя автошкола без особых дополнительных инвестиций может собирать за обучение до 15 млн рублей, оценивают эксперты.
По выручке среди петербургских автошкол выделяются несколько компаний. Это АНОПО "Ленинград", АНОПО "Петроград", АНОПО "Беллинда", представленные в Интернете сетью автошкол "Смольный". Это крупнейший игрок рынка, объединяющий 32 школы и четыре автодрома в Петербурге. Суммарно компании сети за 2015 год заработали свыше 173 млн рублей, то есть около 15% всего рынка.
Согласно данным СПАРК, юридический адрес компаний един — Невский, 126. Директором всех фирм является Тодеуш Тадо Матеюнас (он же миноритарный акционер), а его старшим партнером с долей 55% — выходец из структуры ДОСААФ Дмитрий Шартух. Он значится и в числе совладельцев регионального управления ДОСААФ и подразделения ДОСААФ Смольнинский. Последняя фирма находится по тому же адресу, что и компании Тодеуша Матеюнаса на Невском, 126. Тодеуш Тадо Матеюнас и Дмитрий Шартюх совладельцы еще одной автошколы — ООО "Беллинда", — которая в 2015 году выручила лишь 4 млн рублей.
По данным системы "СПАРК", с 2014 года АНОПО "Ленинград" выиграла несколько конкурсов на обучение водителей категории В для представителей ФСКН, ФСО и МВД. Заказы там небольшие, самый крупный — на 150 тыс. рублей, но тут, видимо, дело в репутации.
Знакомый с ситуацией собеседник "ДП" рассказал, что Тодеуша Матеюнаса хорошо знают на рынке автошкол. Однако отзываются о нем подчас крайне негативно, намекая на его неформальные отношения с петербургским управлением ГИБДД. Сеть этих школ винят в некачественной подготовке водителей, но никаких доказательств этому привести не могут.
Сам Тодеуш Матеюнас говорит, что ничего не знает о неформальных отношениях с МРЭО или ГИБДД, а высокую выручку объясняет большим числом филиалов по городу. Он уверяет, что АНОПО "Ленинград", АНОПО "Петроград", АНОПО "Беллинда" — это объединение автошкол и по факту разные организации. Объяснять по телефону, почему сделано такое разделение, директор компаний не стал.
Тодеуш Матеюнас рассказал, что у автошколы всегда есть проблемы с конкуренцией, однако делиться подробной информацией о бизнесе отказался. За последние годы несколько бывших учеников автошколы обратились в суд. "Не нашли общего языка с инструктором или время не устраивало", — объяснил директор автошкол.
На сайте "Смольного" обучение в автошколах предлагают за цену лишь чуть выше, чем нижняя планка в городе. Низкую стоимость Тодеуш Матеюнас объясняет конкуренцией на рынке, который сейчас перенасыщен.

"Чтобы сдать, нужно дать"

Про неформальные отношения автошкол с ГИБДД рассказал "ДП" представитель Федерации автовладельцев России Дмитрий Можегов.
"Взаимоотношения ученика с автошколой в Петербурге и во всех регионах России по большей части не обходятся без взятки. Чтобы сдать, нужно дать. В некоторых регионах сумма сдачи равняется сумме курсов по обучению водительскому мастерству. Без этого сдать в принципе практически невозможно. Реально из 20-30 человек сдает только один", — говорить об источнике этих своих знаний Дмитрий Можегов не стал. Правда, это его личное мнение — никаких доказательств таких шокирующих данных Дмитрий Можегов не привел, а редакция "ДП" знает множество примеров молодых водителей, честно сдавших все экзамены без взяток.
Директор одной из петербургских автошкол, пожелавший скрыть свое имя, рассказал о ценовой политике организаций. По его словам, реальная стоимость обучения водительскому мастерству равняется 40-50 тыс. рублей, но на рынке средняя цена курсов — 20-25 тыс. рублей.
"Они не понимают, что потом еще 20 тыс. придется отдать, чтобы им помогли сдавать экзамены в ГИБДД. За те деньги, что они заплатили, программу отработать нельзя. Одна из главных проблем — это то, что они заплатят и получат права, но ездить эти водители все равно не умеют".
Владислав Гермер рассказывает, что не все готовы говорить о том, что дали деньги за "помощь на экзамене". Некоторые не признают этот факт, понимая, что это уголовная ответственность. Другим, по его словам, просто может быть стыдно за то, что они не смогли сдать экзамен самостоятельно.

Трудности новичков

До автошкол, которые работают в Петербурге меньше 3 лет, зачастую почти невозможно дозвониться — по указанным телефонам либо отвечают другие организации, либо абоненты просто недоступны. Так что не факт, что все новые автошколы работают по профилю.
Автошкола "Маневр" в Петербурге начала свою работу всего полгода назад, однако уже столкнулась с трудностями. Ее директор Александр Колобов рассказал, что сейчас автошкола не набирает учеников, а работа находится в подвешенном состоянии из-за экономической ситуации.
Руководитель другой новой автошколы "Гранд" Илья Чернов в беседе с "ДП" также пожаловался на экономические причины закрытия бизнеса. Его автошкола появилась в Ленобласти ровно 3 года назад, как раз перед глобальными реформами ГИБДД. Илья Чернов рассказывает, что сначала денег хватало, но с новыми требованиями затраты стали слишком большими и работа автошколы сошла на нет.
Еще одна причина, почему новые автошколы пока не работают, — отсутствие лицензии. С этой проблемой столкнулись в автошколе "Автолада". Ее учредитель Анатолий Комышан рассказал, что автошкола планирует запуститься сразу же после получения лицензии, но о точных сроках пока говорить не стал.
Тем не менее с 2014 года в Петербурге зарегистрированы 44 автошколы, из которых лишь пять за это время уже официально прекратили свою работу. Так что возможности для работы находятся у многих.