Регион ждет инвестиций. Глава Калининградской области Антон Алиханов встретился с бизнесменами

Глава Калининградской области Антон Алиханов встретился с представителями бизнес–сообщества в рамках круглого стола, организованного газетой "Деловой Петербург". Он рассказал о преимуществах работы в регионе, льготах и пообещал поддержку предпринимателям, которые придут в анклав с инвестиционными проектами.

Антон Алиханов, глава Калининградской области:

Калининградская область — уникальный российский регион в самом сердце Европы. Здесь располагается единственный российский незамерзающий порт на Балтике. 22 погранперехода обеспечивают бесперебойный импорт и экспорт товаров. География и деловой климат создают особенные преимущества для ведения бизнеса. Ими воспользовались сотни российских и десятки зарубежных компаний. Потенциальных инвесторов ожидает прямой и доступный путь на российский рынок, общие границы со странами ЕС, развитая транспортная, инженерная и производственная инфраструктура, мобильные и квалифицированные трудовые ресурсы, институты поддержки бизнеса.
Уже более 10 лет в регионе действует режим особой экономической зоны (ОЭЗ). Он распространяется на всю территорию области и будет работать минимум до 2031 года. Резидентам ОЭЗ предоставляются льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество. В последнее время мы добавили новые инструменты поддержки — субсидии на поддержку рынка труда и на компенсацию ж.–д. перевозок, гарантии неизменности арендной платы за земельный участок. Мы активно работаем над расширением преференций.
Порог входа в резиденты ОЭЗ в 2016 году мы снизили со 150 млн до 50 млн рублей для создания обрабатывающих производств, предприятий аграрного комплекса и туристических проектов. Предлагается многократно снизить данный порог для предприятий в сфере IT, до 1 млн рублей, и медицины, до 10 млн рублей.
Калининградская область готова заключать специальный инвестиционный контракт, который дополнительно защитит инвестора от изменений условий хозяйствования в рамках федеральных норм. Кроме того, у нас есть право предоставлять дополнительные льготы в обмен на соблюдение взятых на себя обязательств. Например, есть возможность предоставить инвестору в аренду участок без проведения торгов и по сниженной ставке аренды, а также обнулить ставку транспортного налога. Мы развиваем индустриальные парки, в которые инвестор придет на уже готовую и бесплатную инфраструктуру, сэкономив таким образом время и финансы. Сегодня в регионе шесть таких парков, из них два — государственные, четыре — частные. Правительство готово предоставить инвесторам промышленные площадки, обеспеченные инженерной инфраструктурой, — "Черняховск" и "Храброво".
В Калининградской области существует набор инструментов финансовой поддержки бизнеса. Это Гарантийный фонд, который в 2016 году предоставил малому и среднему бизнесу 39 поручительств на 190,5 млн рублей. Также Фонд микрофинансирования, предоставляющий займы до 3 млн рублей сроком до 3 лет по ставке 10%. В 2016 году было выдано 52 микрозайма на сумму 62,3 млн рублей. В этом году заработает региональный Фонд поддержки промышленности с капитализацией 150 млн рублей со ставкой 5%.
Эффективность своей работы правительство Калининградской области оценивает именно по тому, как чувствует себя региональный бизнес. Мы открыты для общения!
РАД — универсальная торговая площадка, которая продает активы по всей России — от Калининграда до Дальнего Востока. За последние несколько лет мы реализовали несколько гостиниц в Калининградской области. Сейчас продается издательско–полиграфический комплекс "Янтарный сказ" и ряд стрессовых активов. Если завтра, например, будет продаваться гринфилд для жилищного строительства, у нас есть большой пул потенциальных инвесторов по всей России. Хотелось бы понимать, как в регионе обстоит ситуация с генпланом и правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), в какой срок в среднем выдается застройщику разрешение на строительство и градплан.

Антон Алиханов:

В прошлом году регион забрал полномочия по градостроительству от муниципалитетов и за последние 3 месяца не получил ни одной жалобы от застройщиков. Выдача разрешения на строительство занимает согласно закону 7 дней. Путь от градплана земельного участка (ГПЗУ) до разрешения на строительство — около месяца.
В ближайшее время в области появится главный архитектор и межведомственная комиссия по техническим присоединениям к инженерным сетям. Мы также сделаем регламентированные территории застройки и будем включать в них архитектурные решения. Важно упорядочить процесс, внести четкие и понятные правила игры для инвесторов.
В 2016 году Биржа "Санкт–Петербург" подписала с Калининградским янтарным комбинатом соглашение по организации торговли янтарем, и сейчас зарегистрированы 93 участника торгов. Это высокий показатель, все привыкли покупать янтарь другим способом. В апреле мы начнем торговать изумрудом. Прорабатываем и другие направления сотрудничества с предприятиями региона — продажа нефрита, лазурита, рыбы и т. д.

Антон Алиханов:

Надеюсь, биржа станет постоянно действующим каналом сбыта, который позволит обелить рынок, сделать его прозрачным для иностранных покупателей.
Наша компания несколько лет работает в Калининграде как подрядчик. Сейчас мы изучаем возможность создания базы строительных материалов и производства асфальтобетона. Еще одно направление — концессионные проекты. Концессии позволяют быстро и качественно строить крупные объекты при отсутствии одномоментного ресурса в бюджете. Наконец, мы уже построили несколько сооружений — набережную Ветеранов и мост Высокий в Калининграде — и планируем участвовать в конкурсах и аукционах.

Антон Алиханов:

Количество концессионных проектов и проектов ГЧП будет увеличиваться. Кроме того, развивается дорожное строительство. Нам удалось включить Калининградскую область в приоритетный проект по безопасным и качественным дорогам. Правительство РФ выделило региону на это дополнительно 625 млн рублей при условии 50% софинансирования. Таким образом, регион получил дополнительно 1,2 млрд рублей на дороги.

Сергей Федяев, генеральный директор АО «Инвестиции. Инжиниринг. Строительство»:

АО "Инвестиции. Инжиниринг. Строительство" на протяжении 4 лет реализует в Калининградской области крупные инфраструктурные объекты. В течение последнего года мы работаем над проектом международного морского терминала для приема круизных и грузопассажирских судов в г. Пионерском. Строительство подобного объекта в условиях открытого моря — задача сложная и ответственная. Экспертный анализ проекта и разработка технологии строительства выполнена совместно с крупнейшей немецкой компанией Billfinger GmbH, имеющей большой опыт строительства в открытом море. Калининградская область — очень перспективная территория для развития морского туризма и паромного сообщения. Как люди морского бизнеса, мы готовы оказать Калининграду всяческую поддержку в реализации морских проектов. Наша компания приняла решение выступить соинвестором строительства пассажирского терминала в г. Пионерском, получив одобрение Сбербанка. При эффективной работе первые круизные лайнеры смогут зайти в Калининград к чемпионату мира — 2018.

Антон Алиханов:

Это хорошее предложение. Проект запускается, и, надеюсь, Росморпорт начнет его финансировать. Со своей стороны мы готовы развивать улично–дорожную сеть территории и уже сейчас заканчиваем проектирование инфраструктуры под этот порт. Кроме того, он расположится рядом с игорной зоной и может стать новой точкой притяжения на Балтике.

Антон Соболевский, директор ЗАО «Спецсудопроект»:

Наша компания занимается проектированием судов и сопровождением заказчика на всех этапах: разработка проекта, расчет инвестиций и т. д. Сейчас мы получили контракт с судостроительным заводом "Янтарь" на проектирование судна на 10 тыс. т и нам предстоит открыть филиал в Калининградской области. В связи с этим хотелось бы уточнить, какие проекты в сфере судостроения планируется развивать, возможности участия в государственных программах и доступа к госзаказу, на какую поддержку правительства стоит рассчитывать.

Антон Алиханов:

Финансовая поддержка идет через Минпромторг или Росрыболовство. Финансирование через Фонд развития промышленности требует создания новых производств. Но перспектив в регионе много. Ушаковские верфи делают небольшие прогулочные корабли. Идет развитие речных маршрутов, создание марин, туристических проектов. Формирование инфраструктуры потребует строительства новых судов, возможности для расширения бизнеса есть не только в части госпроектов. Мы готовы встречаться и обсуждать эти вопросы.

Игорь Василенко, председатель совета директоров ООО «Полигон»:

Мы 7 лет пытаемся создать технопарк по переработке различных видов промышленных отходов на территории Калининградской области. Приобрели земельные участки, провели общественные слушания, разработали проектную документацию, создали Союз переработчиков отходов, куда вошли 43 предприятия. Пытаемся создать цивилизованную систему обращения с отходами. Участники союза перерабатывают 1–2% общего объема промышленных отходов, а их в области образуется свыше 300 тыс. т. Из–за отсутствия современного перерабатывающего комплекса увеличить объем переработки невозможно. Отходы, которые можно переработать, идут на свалки или другие неподходящие места. Для успешной реализации проекта нам необходим участок в пределах 35 га, и такой есть в поселке Корнево. Просим на приемлемых условиях выделить его нам для создания технопарка.

Антон Алиханов:

Давайте встретимся и обсудим этот вопрос подробнее.
Фонд работает в Петербурге с 2007 года. Предприниматели в поиске финансирования сталкиваются с проблемой отсутствия залогового обеспечения при обращении в банки. Для них работает программа предоставления поручительств фонда, в рамках которой они могут, обратившись в банк — партнер фонда, получить поручительство в объеме до 50% от размера кредита или банковской гарантии. Максимальная сумма поручительства составляет 100 млн рублей.
Подобные региональные гарантийные организации созданы во всех субъектах РФ и вместе с АО "МСП банк" и АО "Корпорация развития МСП" входят в единую Национальную гарантийную систему. Предприниматели, зарегистрированные в Петербурге, но работающие в Калининградской области, могут рассчитывать на получение кредитно–гарантийной поддержки фонда в виде поручительства или микрозайма.

Игорь Будников, председатель совета директоров ООО «Балтфиштрейд»:

Мы представляем исторический бизнес Калининградской области — это рыбная переработка и изготовление консервов. Мы зашли в регион в 2014 году, выкупив активы обанкротившегося завода "Креон" в поселке Светлый. Проблемы с кадрами уже тогда были серьезные. Найти рабочие руки сложно, и это проблемная точка для многих инвесторов. Сейчас мы самостоятельно занимаемся доставкой работников, в том числе из отдаленных территорий. Но важно понимать, планируется ли решать этот вопрос на уровне региона? Возможна ли, например, организация трудовых общежитий в местах скопления производственных предприятий?

Антон Алиханов:

Такая проблема есть, ряд предприятий строит свои общежития. Думаю, имеет смысл объединить усилия бизнеса, мы со своей стороны окажем финансовую или административную помощь.

Сергей Соловьев, председатель правления Энерготрансбанка:

В 2016 году мы укрепили свои позиции: кредитный портфель банка вырос на 20%, мы получили приток клиентов на расчетно–кассовое обслуживание, у нас появилось подразделение в Петербурге. Энерготрансбанк сегодня единственный региональный банк, который стремится закрепить позиции на основном рынке и предоставить клиентам сервис на самом высоком уровне с индивидуальным подходом. В нашем портфеле большой объем проектного финансирования — это и расширение действующего бизнеса, и финансирование проектов с нуля.

Андрей Антонов, генеральный директор ГК «Мехуборка»:

Наша компания занимается сбором и транспортировкой отходов в 10 субъектах РФ. Мы зашли в регион в 2014 году, инвестировав 55 млн рублей, и это был неудачный опыт. У нас сожгли пять мусоровозов и 200 контейнеров из 600. За 23 года работы на рынке мы с таким никогда не сталкивались, это был шок. Обращение в правоохранительные органы к результату не привело. Но, несмотря на это, мы хотим работать в Калининградской области. В портфеле есть проекты в Саратове и Татарстане по строительству мусоросортировочных комплексов, полигонов совместно с банком "Россия". Наша компания готова реализовать такой проект и в Калининградской области.

Антон Алиханов:

У нас новый начальник ФСБ, МВД, новый прокурор. Я знаю о ваших предложениях, готов их рассматривать. Предложений по мусоропереработке много. Мы будем аккуратно подходить к ним, чтобы не попасть в ситуацию, когда подписали соглашение, а тариф на перевозку и хранение вдруг вырос в несколько раз.

Сергей Шамков, управляющий Калининградским отделением Сбербанка:

В Калининградской области повышается прозрачность, понятность управленческих процессов, идет рост и консолидация малого бизнеса. Темпы прироста кредитования малого бизнеса являются одними из самых высоких на Северо–Западе. На этот год банк рассматривает выдачу 3 млрд рублей по новым инвестиционным проектам, на 2018 год — 3,5 млрд рублей. Предложения идут не только от региональных, но и от московских, петербургских инвесторов. Мы готовы предложить им банковские услуги, особенно интересны концессии и проекты в сфере ГЧП.

Денис Борисов, директор управления организации продаж РГС Северо–Западного Сбербанка:

Кредитный портфель банка в Калининградской области подтверждает названные тренды в части прироста инвестиций. Со стороны правительства мы видим серьезный подход к управлению эффективностью областных финансов. Со своей стороны хотелось бы поблагодарить за серьезное изменение в подходе к работе. Правительство стало более открытым, и интерес к привлечению инвесторов растет. Вместе с этим рука об руку идет поток финансирования. Сегодня в Калининграде мы используем всю линейку финансирования, которая есть в портфеле банка: востребованы и сложные инвестиционные решения, в том числе ГЧП, и проекты с фондами поддержки малого и среднего бизнеса.

Антон Алиханов:

Последние годы банковское финансирование инвестиционных проектов сократилось, но это произошло по всей стране. Мы надеемся, что политика по снижению ставок приведет к активному кредитованию. Думаю, драйвером станет рынок ГЧП. В этом году мы собираемся запустить несколько концессионных соглашений по дорогам, социальным объектам.