После смены власти в "Ленэнерго" заказы на 40 млрд рублей начали осваивать фирмы, близкие к "Россетям"

Автор фото: Интерпресс
Автор фото: Интерпресс

"Ленэнерго" полностью сменило пул подрядчиков. Вместо компаний опального Александра Сабадаша заказы на общую сумму более 40 млрд рублей осваивают фирмы, близкие к "Россетям" и Смольному. А крупнейшим подрядчиком оказался Максим Жуков.

Два года назад в результате финансового коллапса, связанного с санацией банка "Таврический", в ключевой петербургской энергосетевой компании "Ленэнерго" сменилось руководство. На смену команде во главе с Андреем Сорочинским, который, по всей видимости, имел устойчивые бизнес–связи с ныне осужденным за мошенничество миллиардером и экс–сенатором Александром Сабадашем, пришли ставленники двух основных акционеров энергокомпании — "Россетей" и Смольного. Эти две структуры, похоже, сразу начали подковерную борьбу за контроль над энергокомпанией: за прошлый год там трижды сменился гендиректор.
Петербургские власти, пытавшиеся завладеть "Ленэнерго" через его слияние с принадлежащей городу "Санкт–Петербургской электросетью" (СПб ЭС), проиграли: их ставленник Андрей Сизов не проработал руководителем объединенной компании и полугода. В итоге верховная власть досталась "Россетям" в лице гендиректора Романа Бердникова. Но, как выяснил "ДП", Смольный по–прежнему крепко держит свои позиции в энергокомпании и контролирует как минимум четверть всего объема ее госзаказов — примерно пропорционально пакету акций города в компании (25,1%).
До смены власти в "Ленэнерго" участники рынка сетовали, что в пул подрядчиков энергосетевой компании попасть с улицы практически невозможно. Весь объем заказов, по всей видимости, доставался узкому кругу исполнителей, из–за чего нормой стали задержки подключения абонентов на годы. Новая власть в "Ленэнерго" пришла под знаменем борьбы с отставаниями от графика и пообещала навести порядок в работе с подрядчиками. Под этим лозунгом прежние подрядчики были отстранены от заказов, а многие из них подвергнуты уголовному преследованию. Сейчас они банкротятся, а работы выполняют новые — те, похоже, которых при Сорочинском до заказов не допускали.

Сплошная выборка

"ДП" проанализировал весь портфель госконтрактов ПАО "Ленэнерго", заключенных в 2014–2017 годах. Оказалось, что из 66 млрд рублей, распределенных "Ленэнерго" за 3 года среди более чем 1,8 тыс. подрядчиков, более 53 млрд получили 82 компании, на остальных 1,73 тыс. компаний приходится менее 13 млрд рублей.
Мы изучили структуры собственности крупнейших подрядчиков, что позволило нам предположительно разделить их на две условные группы: партнеров Смольного и партнеров "Россетей". В первую вошли более 30 компаний, имеющих устойчивые бизнес–связи с ГУПами и учреждениями Смольного. Они за 2015–2017 годы заключили с "Ленэнерго" контрактов на общую сумму почти 17 млрд рублей. Во вторую группу вошли 36 компаний из Москвы, Иваново, Екатеринбурга, Челябинска, Тольятти, Саратова и Петербурга, являющихся давними деловыми партнерами "Россетей". На них приходятся контракты на сумму около 23 млрд рублей.Впрочем, оказалось, что не все подрядчики из "старой гвардии" канули в Лету: из десятки крупнейших подрядчиков "Ленэнерго" 2010–2013 годов двое сохранили деловые связи с заказчиком — это ГК "ВЭСТ" Артема Маневича и "Эрконстрой" Олега Шилова.Правда, у обоих портфели заказов сильно похудели: у Маневича с 3,1 млрд до 611 млн рублей, а у Шилова с 2,7 млрд до 900 млн.

Знакомые в Сети

Самым крупным подрядчиком объединенной компании "Ленэнерго" стало ООО "Меридиан" петербургского предпринимателя Максима Жукова, сына совладельца "Адаманта" Владимира Голубева. Эта фирма выиграла тендеры "Ленэнерго" и СПб ЭС на общую сумму почти 4 млрд рублей.
На втором месте ООО "ПСК Энерго" . Оно привлекло заказов "Ленэнерго" на 3,4 млрд рублей.
На третьем месте петербургское ООО "Селена монтаж" Константина Гайкова и Владимира Григорьева (2,2 млрд рублей), на четвертом — ивановское ООО "ИЦ Энергия" Сергея Кашева (2,05 млрд), на пятом — ГК "Эрланг–СЗ" Павла Белинского (2,02 млрд).
Остальные пять мест в первой десятке заняли компании из других регионов, являющиеся давними партнерами и подрядчиками "Россетей" и их "дочек", региональных сетевых компаний.
Зато уже во второй десятке снова появляются компании, по всей видимости, связанные с крупными петербургскими и областными бизнесменами. Так, АО "Энергопроект–инжиниринг", получившее в 2015–2017 годах от "Ленэнерго" заказы примерно на 700 млн рублей, через своих акционеров имеет опосредованную связь с АО "ЛОЭСК", подконтрольным сыну экс–губернатора Ленинградской области Вадиму Сердюкову.
ООО "Газавтоматика", работающее с заказами на 690 млн рублей, подконтрольно петербургскому миллиардеру Рамису Дебердееву, владельцу лесного погрузочного терминала "Фактор" в порту Приморска.
АО "Петроэлектрокомплекс", выполняющее для сетевой компании работы на сумму 511 млн рублей, связано с АО "ПСТ" опального миллиардера Валерия Израйлита.
ООО "Петрострой", получившее заказы на 495 млн рублей, принадлежит семье Владимира Селегеня, зятя спикера ЗС СПб Вячеслава Макарова.
ООО "Навигатор–СБС", заключившее с "Ленэнерго" контракты на 463 млн рублей, принадлежит бывшему вице–губернатору Петербурга Олегу Виролайнену и его сыну Алексею.
Еще 352 млн рублей получило ООО "Квадро электрик" Владимира Млынчика, который, судя по СПАРК, задолжал совладельцу холдинга "Адамант" Евгению Гуревичу (ему заложены доли в компании). Много лет "Квадро электрик" была фактически отстранена от заказов "Ленэнерго", но теперь вернулась в пул подрядчиков.

Дефицит подрядчиков

Обратила на себя наше внимание закономерность, что крупные подрядчики, заключившие десятки контрактов, большую часть тендеров выиграли с незначительным дисконтом или вообще без него. тогда как мелкие поставщики товаров и услуг, как правило, побеждают в одном–двух тендерах в жесткой конкурентной борьбе, снижая цену на десятки процентов. В "Ленэнерго" на это ответили, что средняя экономия по всем торгам у компании составляет 5–7%, что вполне приемлемо.
Также в компании объяснили, что привлечение со всей России подрядчиков, имеющих опыт сотрудничества со структурами "Россетей", вовсе не связано с какими–то кулуарными договоренностями.
Все дело в том, что в Петербурге сегодня наблюдается острая нехватка подрядчиков и приходится буквально искать их по всей стране: "Для успешной реализации программы были задействованы более 200 компаний со всей страны".
Никакой дискриминации подрядчиков компания, по словам ее представителей, не допускает. Наоборот, она в 2016 году перевела на онлайн–аукционы 95% всех своих закупок и предоставляет всем желающим возможность принять в них участие: "Для обеспечения максимального доступа к закупкам малого и среднего бизнеса мы даже отказались от обеспечительного платежа, хотя закон этого не требует".
После слияния «Ленэнерго» и «СПб ЭС» заказчик, естественно, стал более крупным. В то же время в результате консолидации городских сетей ушли дублирующие мощности. Проведенная оптимизация инвестпрограммы позволила четко расставить приоритеты по реконструкции и строительству энергообъектов. Одновременно с рынка ушли несколько крупных подрядных компаний, а новых игроков, способных комплексно выполнять большой спектр задач за это время не появилось. Частично нам удалось занять освободившуюся нишу. Хотя, если проанализировать проведенные недавно конкурсные процедуры, которые делились на работы с источниками питания и строительство высоковольтных подстанций, то можно отметить, что на работы по распределительным сетям пришло много новых растущих компаний. Что касается группы компаний «Меридиан», то в последние время мы заканчивали работы по контрактам, заключенным с «Ленэнерго» еще в 2014 году. Несколько достаточно крупных проектов мы получили и со стороны «СПб ЭС», но после оптимизации инвестпрограммы заказчика, некоторые из них были заморожены. Сейчас у «Ленэнерго» вновь начинают появляться более крупные объекты. В конце 2014 года и начале 2015 года мы столкнулись с очень настороженной кредитной политикой банков. В сложившейся на тот момент ситуации основной сложностью для подрядчиков было получение банковских гарантий. В настоящее время этой проблемы уже не существует. Банки смотрят на взаимодействие с «Ленэнерго» с оптимизмом, соответственно, растет конкуренция.
Алексей Горячев
генеральный директор ГК "Меридиан"
В целом отработали минувшие 2 года неплохо. Консолидация энергоактивов проходит вполне успешно. Сокращается число электросетевых компаний. После того как город вернул блокирующий пакет в ПАО "Ленэнерго", были возвращены долги по технологическим присоединениям, накопленные более чем за 10 лет. На мой взгляд, финансовая и производственная дисциплина уже стала нормой в "Ленэнерго". Кроме того, исполнена дорожная карта, сформированная по поручению президента. Нам удалось сократить сроки технологического присоединения и существенно улучшить положение Петербурга в рейтинге Всемирного банка Doing Business (оценивает законодательство, связанное с регулированием бизнеса, и его применение. — Ред.). Впервые был сформирован межотраслевой энергетический баланс по принципу "затраты — выпуск". Это инструмент развития и планирования. Также мы уточнили схему развития электроэнергетики на среднесрочную перспективу. Главное — городу удалось избежать резкого роста тарифов. Впрочем, есть и недостатки: медленно разворачиваемся в части реализации инвестиционных программ. Затем нагоняем сроки к концу года. Это касается работ по благоустройству, увеличения полезной нагрузки на источники, каблирования, работ по возобновлению основных фондов.
Игорь Албин
вице–губернатор Петербурга