Забастовка дальнобойщиков против системы "Платон" сыграет на руку крупным перевозчикам

Всероссийская стачка дальнобойщиков против системы "Платон" нарушила транспортные связи по всей стране. Результатом, по мнению опрошенных "ДП" экспертов, может стать концентрация рынка: за счет ухода с него индивидуальных предпринимателей у крупных фирм прибавится клиентов, а тарифы возрастут.

Начавшаяся 27 марта бессрочная стачка дальнобойщиков против системы "Платон" вовлекает все новых и новых участников. Наиболее радикально настроенные забастовщики готовы силой останавливать на трассах не участвующих в протесте коллег, чтобы вовлечь их в протестное движение. Некоторые крупные перевозчики уже заявляют о первых материальных потерях и ограничении движения.
Если власть не найдет решения проблемы и стачка продолжится, то, по мнению участников рынка, бизнес вскоре может столкнуться с дефицитом подвижного состава и с ростом цен на перевозки. Они уже подорожают с середины апреля примерно на 10–13% из–за увеличения стоимости проезда по федеральным трассам с 1,53 до 1,91 рубля за 1 км.
"В нашу организацию в последнее время ежедневно вступает по 500 человек", — утверждает Сергей Владимиров, представитель петербургского отделения Организации перевозчиков России (ОПР). По его оценкам, сейчас бастует более 10 тыс. водителей грузовиков — членов ОПР, а всего по стране воздерживается от работы более 100 тыс. дальнобойщиков — их грузовики составляют примерно 10% от всего подвижного состава массой свыше 12 т в России. Самое сплоченное профессиональное сообщество в Дагестане. Там практически все дальнобойщики встали, число активных протестующих, которые выходят на улицы, исчисляется тысячами. В других регионах, где развит этот вид бизнеса, — в Петербурге, Хабаровске, Владивостоке, Челябинске, Иркутске, Екатеринбурге — численность активных протестующих измеряется десятками и сотнями, но реальный масштаб протеста оценить сложно, так как многие водители просто остаются дома и не выходят в рейсы.
Правительство РФ игнорирует акцию протеста, в переговоры с ее участниками вступают только силовые структуры: полиция, Росгвардия. "Это очень плохо! — сетует Сергей Владимиров. — Ребята настроены решительно. Если правительство не вступит в диалог, то мирный протест может перерасти в конфронтацию, в результате которой встанет весь грузовой транспорт".

Петербургский стиль

Объем российского рынка крупнотоннажных грузоперевозок на дальние расстояния, который обслуживают 1,6 млн грузовиков, — 190 млрд рублей. На Петербург, где расположены крупнейшие порты Северо–Запада и сходятся различные транспортные пути, приходится не менее 15%. Но в отличие от южных регионов, где подавляющее большинство дальнобойщиков — это частные предприниматели, петербургский рынок более цивилизован и поделен между компаниями. Всего на рынке города действует более 150 игроков, в парке каждого несколько десятков машин.
Риски логистических операторов выше, и по понятным причинам в акциях протеста они не участвуют, предпочитая наблюдать со стороны и объезжать мятежные регионы стороной. "Мы работаем по всей стране. И в некоторых регионах наши машины подвергаются нападениям протестующих. В первом случае фуру забросали камнями, пробили лобовое стекло. Во втором пострадал водитель: его машину блокировали на трассе, открыли дверь, стали избивать несколько человек. К счастью, сотруднику удалось вырваться. В обоих случаях компания обратилась с заявлением в полицию", — говорят в транспортной компании "Деловые линии" (крупнейший в России перевозчик сборных грузов). Из соображений безопасности компания даже была вынуждена отменить несколько рейсов на Кавказском направлении.

Можно закрывать

Тем не менее и под Петербургом несколько десятков бастующих дальнобойщиков выстроились вдоль Московского шоссе. Индивидуальные предприниматели требуют отмены системы взимания платы за проезд по федеральным трассам "Платон" для резидентов. Кроме того, протестующие требуют, чтобы оператором системы стало государство. Сейчас системой управляет частное OOO "РТ–Инвест Транспортные системы" (РТИТС, принадлежит Игорю Ротенбергу и фонду "РТ–Инвест").
Но "Платон" — не единственная проблема, которую дальнобойщики хотят решить. Не меньше их беспокоит весогабаритный контроль, который организован так, что невозможно перевезти груз из одного региона в другой без нарушения правил, а значит, и штрафов. Эту систему дальнобойщики тоже хотят поменять. "Знаете, что придумали перевозчики, когда их тормозят на трассе для взвешивания? Они просто высыпают, якобы случайно, груз на дорогу. Лучше заплатить 5 тыс. рублей за загрязнение магистрали, чем 400 тыс. за перевес. Потому что несколько штрафов за перевес — и бизнес можно закрывать", — говорит один из перевозчиков.
Накануне акции премьер–министр РФ Дмитрий Медведев распорядился повысить тариф не вдвое, а всего на 25%, до 1,91 рубля. Но это не устроило дальнобойщиков.
По их мнению, "Платон" может привести к монополизации рынка перевозок, как это уже произошло в Германии, где практически не осталось частных предпринимателей в грузоперевозках, заявляют опрошенные "ДП" перевозчики.
"В отличие от Германии, откуда мы позаимствовали идею "Платона", на нашем рынке останутся не четыре–пять крупных компаний, а, возможно, только одна под вывеской "Ротенберг". Мелкие перевозчики уже сейчас думают о смене профиля, поскольку перспективы этого бизнеса очень туманны из–за мизерной рентабельности. А крупные компании лелеют надежду пережить смутное время, чтобы потом поднять цены на перевозки", — говорит один из перевозчиков.

Пока все спокойно

Кроме того, перевозчики не сомневаются, что проблему ремонта дорог "Платон" точно не решит. За 2016 год дальнобойщики заплатили "Платону" 18,5 млрд рублей (меньше 3% от суммы Дорожного фонда РФ). Из них 12,5 млрд рублей причитаются РТИТС. Остается 6 млрд рублей, которые направили на ремонт федеральных дорог. Но при этом дальнобойщики, платящие "Платону", получили право не отчислять транспортный налог в региональные дорожные фонды. А это означает, что местные власти так или иначе захотят компенсировать эти потери — например, за счет транспортного налога с владельцев легковых машин и грузовиков менее 12 т.
После объявления забастовки мы ожидали осложнений с обеспечением бесперебойного вывоза груза, если честно. Заранее связывались с субподрядчиками и узнавали об их планах. Собственный автопарк, само собой, в забастовке не участвует. Но наши подрядчики — собственники автопарков, к счастью, не бастуют, подают машины вовремя. Если прогнозировать развитие ситуации, возможно, цены на автоперевозки возрастут. Работать, соблюдая все технические требования к содержанию парка, достойно оплачивать труд водителей и платить все налоги по текущим ставкам тяжело.
Ирина Капитанова
Заместитель Генерального Директора Гк "Балтика–Транс"
Надо понимать, что главная проблема даже не в самом "Платоне", а в том, что тарифы мизерные и "Платон" забирает последнее у перевозчиков — индивидуальных предпринимателей, которые не могут диктовать цены, как крупные компании. Особых изменений на рынке пока не произошло. Тарифы в среднем еще остаются на минимальных отметках, хотя уже есть примеры, когда на Москву начинают ходить за 45 тыс. рублей, а не за 35 тыс. Но я не думаю, что то количество машин, которое сейчас стоит, способно кардинально изменить динамику цен.
Владимир Матягин
президент ассоциации "Грузавтотранс"
Авторы: Александр Сологуб, Наталья Ковтун, Елена Домброва , Ольга Мягченко