Пирог с рекламной начинкой. Как выпускник ИТМО в 20 лет заработал первый миллион долларов

Автор фото: Архив ДП

Выпускник ИТМО Сергей Хитров (23 года) первый миллион рублей заработал в 19 лет, а миллион долларов — в 20. Сейчас оборот его группы компаний Adwad, которая оказывает услуги по созданию интернет–рекламы, превышает 150 млн рублей в год. Среди ее клиентов Viber, Ebay, KFC, банк "Открытие".

"Я заинтересовался интернет–рекламой в 12 лет, — вспоминает бизнесмен. — А в 18, учась на первом курсе ИТМО, понял, что хоть учеба и дает мне полезные знания в области IT, но я хочу сосредоточиться на практике и создать свой IT–продукт, который будет приносить мне деньги". Так появилась площадка Adwad, которая объединила рекламодателей и веб–мастеров.

Все желанное

На разработку и запуск платформы ушло 8 месяцев: Сергей начинал создавать ее с друзьями, потом работал один, но в конце концов нашел партнера — им стал его друг Артем Афатницкий (впоследствии совладелец Adwad). "Я работал по 20 часов в день на протяжении 2 месяцев, последовательно уговаривая то рекламодателей, то веб–мастеров воспользоваться моей платформой, — рассказывает Сергей. — Все, что у меня есть сейчас, — только благодаря настойчивости".
Первыми клиентами стали создатели онлайн–игр и фирмы, отправляющие товары почтой. Если вначале основатель Adwad сам выполнял роль веб–мастера, сейчас он только руководит развитием бизнеса: у сервиса уже более 65 тыс. исполнителей, четверть которых — зарубежные специалисты по интернет–рекламе.
"На старте вложений практически не было, но, если посчитать, сколько денег вложено в развитие группы компаний на сегодняшний момент, получится восьмизначная сумма (в рублях. — Ред.)", — объясняет Сергей.
Заказы на размещение рекламы с самого начала сосредоточились на соцсетях (Facebook, "Одноклассники", "ВКонтакте", позже Instagram), поэтому Сергей стал делать сеть собственных площадок на каждой сети: аудитория созданных им сообществ составила 20 млн человек.
В 2015 году из Adwad выделилось рекламное агентство JetMedia, которое предлагает полный цикл услуг в области интернет–рекламы, в том числе оно начало работать с блогерами. "В России, увы, не так много компаний, которые готовы выделять бюджеты на рекламу через блогеров и ждать 1–1,5 месяца, чтобы получить большой эффект, — рассказывает Сергей. — Заказывают медийную рекламу в Facebook и Instagram, которая приводит клиентов сразу".
Он поясняет, что Youtube, несмотря на большую востребованность у зарубежных заказчиков, так и не стал желанным каналом продвижения для российских компаний, зато новый мировой тренд — рассылка по мессенджерам — пришелся по душе российским рекламодателям. "Страховые компании эффективнее всего рекламируются в "Одноклассниках", — делится опытом бизнесмен. — А товары почтой хорошо идут в Facebook и Instagram".

Бой в море интернет–рекламы

Первые агентства по созданию рекламы в Интернете появились в России на рубеже 1999–2000 годов. За 17 лет на рынке так не появилось монополиста. "Пирог большой, и место для новых игроков есть, тем более что большинство компаний продолжают активно переносить свои рекламные бюджеты из офлайна в онлайн. Другое дело, что все богатые клиенты уже распределены между крупными игроками, — говорит Сергей. — Впрочем, и они периодически меняют исполнителей".
Хотя в клиентах JetMedia есть такие гиганты, как Skype и Aliexpress, агентство активно работает с малым и средним бизнесом. "Бюджет заказов для них начинается от 30 тыс. рублей, а самый большой рекламный бюджет в нашей истории составил 16 млн рублей. Но надо понимать, что этот заказчик не сразу решился потратить столько на рекламу в Интернете: сначала мы выполнили для него несколько заказов поменьше", — рассказывает Сергей. Компания берет себе процент от рекламного бюджета.
В ГК Adwad входит также компания CPA Life, которая известна как организатор большой отраслевой конференции по интернет–рекламе в Петербурге. "Она пройдет в апреле уже в 4–й раз. Бюджет — больше 10 млн рублей, — рассказывает бизнесмен. — Это маркетинговая история, а не способ зарабатывания денег".
Кроме того, в структурах холдинга есть smm–агентство и компания, занимающаяся e–mail–рассылками. Все эти подразделения совокупно дают широкий спектр услуг на рынке интернет–рекламы: видеопродвижение, ведение сообществ в соцсетях, выкуп рекламы в популярных пабликах, генерация трафика, настройка контекстной рекламы, создание нативной рекламы, e–mal–рассылки, рассылки в мессенджерах и так далее.
Объем рынка интернет–рекламы в РФ официально оценивается в $2 млрд в год. По мнению Сергея, эта цифра сильно занижена, реальный объем рынка может доходить до $8 млрд. Впрочем, установить точность такой оценки довольно сложно: рынок непрозрачен. По прогнозу аналитиков Sberbank CIB, в ближайший год рынок интернет–рекламы вырастет на 14%, а рынок интернет–рекламы для мобильных устройств — на 33%.