Система безопасности за сотни миллионов рублей не уберегла Петербург от первого теракта в метро

Петербург впервые столкнулся с терактом в метро. Система безопасности подземки за сотни миллионов рублей оказалась бессильна. А петербуржцы проявили взаимовыручку.

Вчера в 14:40 на перегоне между станциями метро «Технологический институт» и «Сенная площадь» прогремел взрыв. Мощность устройства, по словам экспертов, была относительно небольшой, до 300 г в тротиловом эквиваленте. Но, по разным данным, взрыв унес жизни от 10 до 14 человек, более 50 ранено. Позже появилась информация, что еще одно несработавшее взрывное устройство обнаружено на станции «Площадь Восстания». В итоге власти пошли на беспрецедентные меры безопасности: все пассажиры метрополитена были эвакуированы, а станции закрыты, движение поездов было полностью остановлено.
Первый в истории петербургского метрополитена теракт произошел в день, когда Владимир Путин прибыл в город для участия в заседании медиафорума общероссийского народного фронта «Правда и справедливость» и переговоров с белорусским лидером Александром Лукашенко. Прокурор города Сергей Литвиненко первым прибыл на место происшествия, чтобы координировать действия правоохранительных органов. За ним на место трагедии приехали вице–губернатор Игорь Албин и губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. Глава города заверил, что правительство города окажет всю необходимую помощь семьям погибших и пострадавшим. В городе объявлен трехдневный траур.

Странное поведение

МЧС и правоохранительные органы случившееся застало врасплох. Первое сообщение от МЧС пришло на мобильники горожан спустя час после взрывов. В нем говорилось, что вход на вторую линию метрополитена закрыт «по техническим причинам». Хотя к этому моменту уже все пользователи социальных сетей знали о взрыве в метро.
Примерно через 2 часа после взрыва представитель Генпрокуратуры Александр Куренной заявил о теракте, но позже забрал свои слова обратно, так как они противоречили заявлению Владимира Путина. Глава государства сообщил, что его уже проинформировали о случившемся спецслужбы, в том числе директор ФСБ Александр Бортников. Правоохранительные органы работают над выяснением причин случившегося, добавил президент, однако пока рассматриваются все версии — от криминальной до теракта. К вечеру сомнений не осталось. Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по статье «Теракт».
Одни эксперты склонны видеть в том, что трагедия совпала с приездом российского президента, совпадение. «Приурочить такой взрыв к визиту главы государства Владимира Путина — это организационно чрезвычайно сложно», — считает политолог Владимир Васильев. Другие полагают, что причины теракта нужно искать во внешней политике РФ — это и конфликт с Украиной, и военная операция в Сирии.
Скандально известный депутат Государственной думы РФ Виталий Милонов со свойственной ему непосредственностью предположил, что взрывы — это попытка сорвать предстоящие Кубок конфедераций и чемпионат мира по футболу и запугать гостей и болельщиков. Хотя в словах единоросса может быть доля правды. В том смысле, что под предлогом обеспечения безопасности на крупных спортивных мероприятиях власти могут окончательно «закрутить гайки» и запретить любые массовые мероприятия, полагают некоторые политологи. Трагедия сплотит нацию, отвлечет от протестов, люди не будут сопротивляться усилению контроля над Интернетом, предполагают собеседники «ДП».

Бесстрашные туристы

Что касается последствий теракта для экономики города, то первое, что напрашивается на ум, — провал начала туристического сезона в мае. Но представители туриндустрии сомневаются, что взрывы в метро отпугнут туристов. По мнению владелицы туроператора «Балтик Трэвэл Компани» Людмилы Кудрявцевой, происшествие вряд ли скажется на потоке туристов, которые собираются посетить Петербург на майские праздники. По ее словам, в рамках организованного туризма приезжие не пользуются метро, перемещаясь на наземном транспорте или пешком. Представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина более осторожна в своих оценках. «Пока отказов от запланированных поездок нет, но опыт показывает, что рынок реагирует на такие события примерно через день», — говорит она.

Видим и чувствуем

Высокий уровень безопасности — предмет гордости руководства Петербургского метрополитена. Но по факту стресс–тест петербургская подземка не прошла. Расходы на безопасность подземки начали стремительно расти с 2012 года. За 5 лет из городского и федерального бюджетов потрачено 1,2 млрд рублей на создание комплексной автоматизированной системы информационной поддержки антитеррористической защищенности метрополитена. Кроме этого, до 2019 года на безопасность подземки планируется направить еще 2,2 млрд рублей.
Большую часть средств, выделяемых на безопасность метрополитена, получило АО «Аспект Северо–Запад», принадлежащее московскому ЗАО «НТЦ «Аспект» (разрабатывает и производит системы интеллектуального видеонаблюдения). С конца 2015 года вестибюли всех станций петербургской подземки оборудовали рамками металлоискателей и досмотровыми пунктами, способными просвечивать багаж пассажиров.
Но, как показывает практика, это не спасает от террористов. Есть достаточно примеров, когда смертники взрывались на входе в метро при большом скоплении народа — это взрыв на станции «Рижская» в Москве или взрыв на железнодорожном вокзале в Волгограде. Но главное, что в метрополитене нет квалифицированных специалистов, способных эффективно использовать антитеррористическое оборудование. «Например, моего сына, который позавчера ехал играть в страйкбол, в форме, с автоматом, страйкбольным гранатометом и огромными сумками пустили в метро, и никто даже вопроса не задал», — говорит петербургский бизнесмен.
По закону о страховании ответственности перевозчика теперь метрополитен выплатит каждому пострадавшему не более 2 млн рублей и родственникам погибших — 2,025 млн рублей.

Едем бесплатно

Закрытие метро ввергло город в транспортный коллапс. Городские власти обратились к частным перевозчикам с просьбой возить граждан бесплатно, говорит Андрей Заботин, генеральный директор АТП «Барс–2», и бизнесмены пошли навстречу. «Мы возили людей бесплатно по всем маршрутам», — говорит Михаил Богданов, первый заместитель генерального директора ОАО «Третий парк». Были открыты дополнительные маршруты, дублирующие линии метро. Многие службы такси объявили, что возят пассажиров бесплатно. Владельцы отдельных кафе в соцсетях приглашали петербуржцев переждать пробки за бесплатным кофе и едой. Общественного транспорта на всех не хватало. И тогда петербуржцы проявили чудеса взаимовыручки. В считаные часы горожане организовали в социальных сетях сообщества, помогающие найти бесплатный транспорт от работы до дома.
Работа метро частично возобновилась только после 21 часа.
До сегодняшнего дня наш город обходили теракты, хотя они происходили не только в Москве, но и в других городах. Теперь оказалось, что и мы не защищены. Взрыв в день приезда Путина в Петербург — разумеется, не случайное совпадение. В день приезда президента, в день, когда проводится мероприятие федерального значения, меры безопасности должны быть выше, чем в обычное время, но именно в этот день и происходит теракт. Не думаю, что за терактом последует отставка губернатора. Хотя, конечно, трагедию можно использовать как повод для отставки.
Александр Конфисахор
политолог
Примечательно, что теракт произошел именно в день пребывания Владимира Путина в Петербурге. Как мы знаем, ФСО не пустила его на место теракта, ссылаясь на то, что не проверены автомобили, канализационные люки и люди, которые там находятся. В то же время на медиафоруме ОНФ Путин заявил, что полной свободы в Интернете не будет. Все эти события следуют за реальными протестными акциями 26 марта. Мне кажется, все это — предварительная подготовка для закручивания гаек как в Интернете, так и в отношении протест­ного движения.
Станислав Белковский
политолог
Авторы: Александр Сологуб, Мария Тирская, Надежда Фёдорова, Анна Михеева, Сергей Гуркин