Облачная надежда. Какими темпами развивается рынок услуг дата-центров и на что надеются бизнесмены

Петербургский рынок услуг дата–центров растет "предсказуемо небыстро", по мнению аналитиков. Участники рынка намерены исправить ситуацию с помощью продажи облачных сервисов.

По предварительным оценкам IKS–Consulting, объем рынка услуг дата–центров Петербурга и Ленобласти составил в 2016 году 2,53 млрд рублей — это 16% российского рынка (15,3 млрд рублей). Петербургский рынок растет "предсказуемо небыстро", говорят аналитики. И все–таки чуть медленнее, чем предполагалось год назад — тогда консалтеры ожидали, что совокупная выручка в 2016–м составит 2,6 млрд рублей (а вся Россия соберет 15,6 млрд рублей). И гораздо меньше темпы роста, чем те, что прогнозировал 3 года назад появившийся на рынке новый игрок — дата–центр SDN (недавно переименован в Xelent), — там ожидали роста рынка на 80% в течение 2015–2016 годов, правда, в долларах. В итоге за те же 2 года рынок, по данным IKS–Consulting, вырос на 40% (в рублях), при этом за 2015 год — на 22,2%, а за 2016–й — только на 14,5%.
"Даже игрок с такими возможностями, как Xelent, революцию на рынке не сделал, — констатируют в IKS–Consulting. — Петербург развивается предсказуемо небыстро, а регионы — еще медленнее. Похоже, клиентов устраивает существующий уровень потребления IT–сервисов. Спрос не растет".

Капитальное нет

"Рынок продавца превратился в рынок покупателя, — отмечает гендиректор дата–центров "Миран" Игорь Ситников. — Это та реальность, с которой приходится мириться, пока кризис не закончится. В текущих условиях роста доходов можно добиться либо от сотрудничества с госструктурами, либо от продажи сервисов — растет спрос на аренду серверов и cофта".
Глава агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин объясняет, что аренда серверов сегодня — это выход для организаций, которые не могут вкладываться в инфраструктуру по причине того, что им не утвердили капитальные затраты: "Руководство этих компаний вынужденно переводит расходы на хранение и обработку данных в операционные затраты".
То же самое сокращение капзатрат ударило по дата–центрам с другой стороны. "Начиная с 2015 года многие компании, потенциальные клиенты, стали урезать либо замораживать инвестпрограммы, а оставшиеся на плаву проекты стали реализовывать заметно осторожнее, — говорят в Linxdatacenter Russia. — Повсеместно снизились капитальные затраты, которые также сопутствуют крупным размещениям в дата–центрах, поскольку большой бизнес предпочитает приобретать оборудование самостоятельно, а технический контроль и обеспечение корректной эксплуатации стоек доверяет операторам".
Иными словами, снижение капзатрат притормозило продажи самых традиционных для дата–центров услуг — колокейшн (colocation), когда клиент размещает свои собственные сервера на территории дата–центра. Кроме того, 3 года назад SDN (теперь Xelent) ожидал от петербургского рынка притока свежей крови — клиентов, которые никогда прежде не пользовались услугами дата–центров, хранили все данные у себя. Но большого прилива так и не случилось — кризис заморозил такого рода телодвижения.

Около облаков

Когда мы говорим об услугах аренды, предлагаемых дата–центрами, то речь идет, по сути, об облачных или околооблачных сервисах. То есть аренда сервера (обычного или виртуального) — это еще вполне традиционная услуга: здесь "железо" обслуживает сам дата–центр, а программная часть — владения и головная боль клиента. Но это уже шаг от колокейшн. А вот если к этому добавить дополнительные вычислительные мощности, то это уже облака.
В марте 2017–го SDN обзавелся брендом Xelent, как раз чтобы продвигать облачные сервисы. А сеть дата–центров "Селектел" уже последние 2–3 года подает себя не иначе как провайдером облачных услуг. По оценкам последнего, продажи услуги колокейшн за последние 2 года выросли более чем на 50% в рублях, но облачные сервисы растут на порядок быстрее, поэтому сеть "Селектел" использует мощности своих дата–центров для предоставления более высокоуровневых услуг, развивает собственную облачную платформу.

Малыши в авангарде

Директор филиала дата–центра Xelent в Петербурге Андрей Елисеев уверен, что сейчас дата–центрам важно не отказываться от классических услуг, продвигая облака. Дело в том, что из облаков не падает манна небесная — рынок явно развивается не так быстро, как этого хотят его представители. "Что касается облаков, то тут как были барьеры, так и остаются, — поясняет Юрий Брюквин. — Крупные компании хотят хранить и контролировать критически важные данные сами, потому что никто другой не возьмет за них ответственность. Если найдется облачный провайдер, который предложит за дополнительные 10% к цене взять на себя 100% гарантии сохранности данных и доступа к ним в любой момент (то есть восполнит все потери бизнеса в случае сбоя), то он точно найдет клиентов".
Как говорят в "Селектеле", первыми удобства облаков оценили небольшие фирмы. Но похоже, что первыми они были не потому, что передовые, а потому, что их не так страшат потенциальные риски, связанные с облаками, — крупные компании не могут себе этого позволить, а ведь именно они способны поднять рынок. Зато, как рассказывают бизнесмены, охотно пользуются облаками специфические потребители, которым нужен удаленный доступ к данным и полная анонимность. Например, микрофинансовые организации.
Высокие темпы роста продаж облачных сервисов обусловлены отчасти тем, что рынок находится на этапе становления. Тем не менее все сходятся на том, что инфраструктурная парадигма будет облачной уже в ближайшие годы. Gartner прогнозирует, что к 2020 году отказ от использования облаков станет такой же немыслимой вещью, как сегодня отказ от Интернета. Подталкивает к миграции в облако экономическая целесообразность. Арендовать вычислительные мощности и софт чаще дешевле, чем инвестировать в IT–инфраструктуру. Первыми это оценили небольшие фирмы.
Олег Любимов
исполнительный директор сети дата–центров "Селектел"
Игроки IT–рынка считают 2017 год временем роста всей отрасли, но в особенности — востребованности облачных услуг. Именно в сфере облачных сервисов мы наблюдаем наиболее активную положительную динамику: в 2015 году оборот по этому сегменту решений в нашем дата–центре вырос на 167%, в 2016–м прирост составил около 149%, а в 2017 году он прогнозируется на уровне 148%. Предложение облачных услуг и число готовых решений постоянно растут, развиваются сопутствующие сервисы, строить облака становится заметно проще.
Михаил Ветров
генеральный директор Linxdatacenter Russia