Как тратились деньги на безопасность в петербургском метро

Автор фото: Ковалев Петр
Автор фото: Ковалев Петр

За 5 лет на систему безопасности Петербургского метрополитена потратили не менее 1,6 млрд рублей и еще 2,2 млрд планируют вложить до 2019 года. "ДП" разобрался, какие системы безопасности обошлись дороже всего и кто их поставлял.

В Петербурге проект системы защиты метрополитена от террористических угроз разработали в 2006 году. Полностью она называется комплексная автоматизированная система информационной поддержки антитеррористической защищенности метрополитена (КАСИП АЗМ) – в состав системы должны были войти видеонаблюдение, системы контроля доступа, единая система радиосвязи и другие элементы. В 2007 году на нее было предусмотрено выделение 228 млн рублей из городского бюджета.
Лимиты финансирования были увеличены через 3 года. Федеральное правительство особенно озаботилось безопасностью подземки в 2010 году, после того как в московском метро прогремели взрывы. Через 3 месяца после того теракта – к июлю 2010 года была принята федеральная программа обеспечения безопасности населения на транспорте. По ней на усиление мер безопасности в метро Петербурга предполагалось выделить 1,9 млрд рублей (по данным бюджета в 2014-2015 годах). По данным "СПАРК-Интерфакс", в 2012-2016 годах комитет по транспорту Петербурга (именно он отвечает за реализацию федеральной программы в городе) заключил контрактов на 1,2 млрд рублей на обеспечение безопасности на транспорте. Заключает контракты также напрямую ГУП "Петербургский метрополитен".
Крупнейшим исполнителем по контрактам на обеспечение безопасности в метро Петербурга стала компания "Аспект Северо-Запад" – она заключила контрактов на 1,1 млрд рублей. Контрольный пакет в компании принадлежит московскому ЗАО "НТЦ "Аспект" (здесь и далее – данные "СПАРК-Интерфакс"). Компания отвечала за установку и пуско-наладку системы интеллектуального видеонаблюдения, а также оснащение аппаратурой радиационного контроля входных зон вестибюлей станций.
Второй по сумме заключенных контрактов в петербургском метро стала компания "РКК мобильные радиосистемы". Она занималась установкой системы единой цифровой радиосвязи за 506,4 млн рублей. В ЕГРЮЛ указано, что компания принадлежит Сергею Макарову. Однако на сайте указано, что она входит в ГК "САТЭС" Николая Климовича.
Кроме того, московское ООО "СКБ "Медрентех" занималось поставкой стационарных досмотровых рентгеновских установок, получив контракты на 123,3 млн рублей. Компания принадлежит Юрию Ошомкову и Виталию Павленко. Кроме того, ЗАО "АМТ Груп", принадлежащее офшорной Interworking data com ltd., заключило с метрополитеном контракты на 88,9 млн рублей на техобслуживание системы передачи тревожной информации, программного обеспечения ситуационного центра и поставку систем видеонаблюдения.
Одной из мер обеспечения безопасности в метро должны были стать рамки с металлодетекторами. Их поставкой занималось АО "Современные наукоемкие технологии" (АО "СНТ") – эта московская компания принадлежит Дмитрию Басову и Александру Житову. В 2015 и 2016 годах компания заключила контракты с метрополитеном и петербургским комитетом по транспорту на 81,6 млн рублей. АО "СНТ" поставляло рамки также и в московский метрополитен.
Кроме того, в рамках программы обеспечения безопасности в метро производились поставки взрывозащитных контейнеров, детекторов паров взрывчатых веществ и аппаратуры для обнаружения повышенной радиации.
В феврале 2017 года руководство Петербургского метрополитена рассказало, что планирует до 2019 года привлечь еще 2,2 млрд рублей из федерального и регионального бюджета на усиление средств безопасности, в том числе деньги должны пойти на установку пунктов управления и систем интеллектуального видеонаблюдения.