Ozon наращивает обороты, но до сих пор не получает прибыль

Автор фото: Коммерсантъ

Крупнейший в России интернет-магазин Ozon по итогам прошлого года показал рост оборота и чистых продаж, но он по-прежнему не получает прибыль. Аналитики прогнозируют выход ретейлера на точку безубыточности в 2018 году, когда этому старейшине онлайн-рынка исполнится 20 лет. В том же году ожидается выход компании на IPO.

По итогам 2016 года оборот онлайн-магазина Ozon.ru по сравнению с 2015 годом вырос на 20% и составил 18 млрд рублей. С учетом показателей проекта Ozon.Travel совокупный оборот достиг 40,5 млрд рублей, говорится в материалах компании. Чистые продажи Ozon.ru по итогам 2016 года также выросли на 20%, до 14,2 млрд рублей. При этом ретейлеру в 2016 году не удалось выйти на чистую прибыль — как и в предыдущие годы.
В 2017 году Ozon.ru прогнозирует рост продаж более чем на 25%. Во II квартале планируется открытие регионального склада в Краснодаре, который позволит осуществлять доставку заказов на следующий день в регионе. Также на сайте появятся напитки: соки, воды, морсы и другие. Кроме того, будут расширены категории "Одежда", "Ремонт" и "Автозапчасти". В начале года был запущен проект онлайн-магазина с "Аптечной сетью 36,6" по продаже лекарственных препаратов.

Рост заказов, но не прибыли

В количественном выражении продажи Ozon.ru составили 28,3 млн товаров, или 5,7 млн заказов — этот показатель вырос на 24%. По регионам большая доля продаж (41%) пришлась на Москву. Также в первую пятерку по продажам попали Центральный федеральный округ (без Москвы) — 16%, Петербург — 13%, Сибирь — 7%. Замыкают пятерку Южный и Приволжский федеральные округа. Доля продаж компании в этих округах за отчетный период составила 6%.
Ассортимент Ozon.ru достиг более 4,2 млн наименований против 3,6 млн наименований в 2015 году. В 2016 году появились новые товарные категории — "Товары для взрослых", "Спортивное питание", "Товары для ремонта" и "Сладости". Доля книг в продажах составила 25%, доля электроники —  24%, товаров для дома — 15%. Самой быстрорастущей категорией стали "Зоотовары и продукты питания", ее рост составил — 227%, а доля в общем объеме 4%.
Доля мобильного трафика от всего трафика, приходящегося на сайт, по итогам 2016 года достигла 35%. Приложение Ozon.ru скачано более 10 млн раз. Для платформы iOS — 2,2 млн установок, для Android — 7,7 млн. В декабре 2016-го конверсия достигла 3,3%, в январе 2014-го она была на уровне 1,3%.
В 2016 году "Ozon Доставка" обработала 7,1 млн заказов — как для самого Ozon.ru, так и для еще 200 сторонних интернет-магазинов. В декабре в сезон высоких продаж своевременно доставлен 1 млн отправлений. Ozon.ru за год удвоил число пунктов выдачи заказов, до 2,2 тыс. плюс 745 почтоматов. Кроме того, "Ozon Доставка" запустила франшизу для текущих партнеров по выдаче заказов. В планах открытие 70 таких пунктов до конца 2017-го.
Гендиректор Ozon Дэнни Перекальски на презентации заявил, что ждет докапитализацию компании во втором полугодии 2017 года, деньги могут пойти на расширение, в том числе в регионах, отметил он. Перекальски также напомнил, что в соответствии со стратегией развития Ozon выход на безубыточность запланирован на 2017 год. Окончательное понимание, выйдет ли Ozon.ru на прибыль в этом году, появится в течение нескольких месяцев, уточнил глава компании.
Валовый торговый объем Ozon
Источник: Ozon

Безубыточный юбилей

Перекальски еще летом прошлого года констатировал, что при ежегодном сокращении убытка пока выйти на чистую прибыль не получается. В интервью "ДП" он отмечал, что задача ретейлера — "сделать 11 декабрей в году". "Надо понять, что с ростом 30%, какой у нас был в прошлом году, мы придем к тому, что у нас все месяцы будут как декабрь. Это только вопрос "когда", а не "если", — пояснял глава Ozon.ru.
По прогнозу аналитиков, выход на безубыточность Ozon.ru стоит ожидать не раньше 2018 года, в год двадцатилетия онлайн-магазина. В компании уже сделали все инвестиции в инфраструктуру, и у Ozon.ru есть потенциал выйти на уровень безубыточности на пороге следующего года, считает глава "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров. "В России онлайн-магазины выходят в плюс с отметки в 30 млрд рублей оборота в год, и пока работать с прибылью по примеру Amazon удается немногим. Wildberries, например, получили прибыль в прошлом году, но они только начали инвестировать в склады, результат покажут итоги этого года", — отмечает аналитик.
В АКИТ уверены, что прогнозы Ozon.ru на этот год оправдаются за счет значительных вложений в инфраструктуру (новые логистические терминалы) и успешной региональной экспансии. "У Ozon.ru есть очень хороший шанс выйти на операционную прибыль, хотя, с моей точки зрения, компания еще несколько лет могла бы работать на будущее. 322 млн убытка за 2016 год — абсолютно незаметная сумма по сравнению с оборотом компании. Выйти на прибыльность в такой ситуации — это очень простая и понятная история", — считает глава АКИТ Алексей Федоров.
В "Альпари" более сдержаны в оценках, аналитики отмечают, что главным фактором, который будет определять прибыльность компании, должны стать будущие темпы роста выручки и темпы роста затрат. "Пока у компании темпы роста выручки замедлялись год от года, но здесь сказывалось влияние кризиса. По нашей оценке, в 2017 году компания может показать темпы роста выручки наравне с рынком, то есть примерно 25% за год. Чем раньше восстановится в России платежеспособный спрос населения на докризисном уровне (по прогнозам Минфина, это может произойти в 2018-2019 годах), тем быстрее компания станет прибыльной", — поясняет Наталья Мильчакова, заместитель главы аналитического департамента "Альпари".
Финрезультаты Ozon, млрд рублей
Источник: СПАРК

Заявка на IPO

Почти 20 лет в зоне операционного убытка при росте оборота и агрессивной экспансии аналитики объясняют стратегией инвесторов — значительные вложения были направлены в рекламу и продвижение бренда. Кроме того, росту оборота способствует успешная ценовая политика ретейлера. "Ozon.ru как прекрасно раскрученный в России бренд и как магазин, имеющий стабильные отношения с крупными поставщиками, может проводить иную ценовую политику, чем небольшие интернет-магазины, без агрессивного демпинга. Отсюда и рост продаж в денежном выражении", — отмечают в "Альпари".
По мнению главы АКИТ, сокращение затрат на 5-7% полностью сможет вывести компанию из зоны убытка в зону большой прибыли в краткосрочной перспективе, но в планах компании — первичное размещение акций на бирже. "С моей точки зрения, сознательное нахождение в зоне небольшого операционного убытка может быть стратегией Ozon.ru на ближайшие несколько лет, а выход на прибыльность может быть интересен акционерам компании с точки зрения IPO, — считает Федоров. — Компания могла выйти на прибыльность и в 2015-м, и в 2016 году, однако владельцы решили инвестировать в будущее".