Как "Платон" разделил дальнобойщиков

Автор фото: Коньков Сергей

 

Система сбора средств с большегрузов за проезд по федеральным трассам "Платон", не приносящая дорожному хозяйству России ничего, кроме убытков, разделила дальнобойщиков на два лагеря: провластных и оппозиционных. Последние начали вчера бессрочную стачку, требуя отмены системы "Платон", запущенной в ноябре 2015 года. А провластные дальнобойщики встретились в минувший четверг с премьер–министром РФ Дмитрием Медведевым, похвалили "Платон", заявив, что эта система сбора денег очень полезна: обеляет рынок, делает его более прозрачным… и договорились с правительством о скидках.
Предполагалось, что с середины апреля каждый 12–тонный грузовик будет платить за 1 км проезда по федеральной трассе 3,06 рубля. Пока плата составляет 1,53 рубля за 1 км. За 3 дня до акции протеста премьер Дмитрий Медведев распорядился повысить тариф не вдвое, а всего на 25%, до 1,91 рубля.
По просьбе провластных дальнобойщиков премьер распорядился проработать систему скидок для грузоперевозчиков: чем больше фура проходит по федеральной трассе, тем меньше платит за проезд по ней. Но лояльным дальнобойщикам этого мало. Они хотят добиться от властей ограничения допуска на рынок новых игроков и вытеснить с рынка, по их мнению, недобросовестных индивидуальных предпринимателей, которые не платят налогов, не оплачивают проезд по федеральным трассам, поэтому могут демпинговать. В связи с этим на встрече с премьером дальнобойщики предлагали увеличить в 5 раз, до 50 тыс. рублей, штрафы за неоплату проезда по федеральным трассам. Действующие штрафы (5 тыс. и 10 тыс. рублей — при вторичном нарушении за сутки) не пугают недобросовестных перевозчиков, утверждают лояльные дальнобойщики. Кроме того, премьер поручил разобраться с системой весогабаритного контроля, штрафстоянок, упростить лизинг грузовиков и т. п.
Конкуренция на рынке очень высокая, утверждают владельцы транспортных средств, она не позволяет полностью включить плату за проезд по федеральным трассам в себестоимость, то есть увеличить цену доставки груза на тариф "Платона" — система съедает часть прибыли грузоперевозчиков.
В целом "Платон" при действующих тарифах приносит дорожному хозяйству РФ только ущерб. Выгоду получают исключительно владельцы OOO "РТ–Инвест Транспортные системы" (РТИТС — оператор системы "Платон", принадлежит Игорю Ротенбергу и фонду "РТ–инвест"). За 2016 год дальнобойщики заплатили "Платону" 18,5 млрд рублей. Из них 12,5 млрд рублей причитаются РТИТС. Остается 6 млрд рублей, которые направили на ремонт федеральных дорог. Но при этом дальнобойщики, платящие "Платону", получили право не отчислять транспортный налог в региональные дорожные фонды.
Собираемый со всех дальнобойщиков транспортный налог составлял 9 млрд рублей в год. Теперь же из–за "платоновщины" региональные дорожные фонды сокращаются. После 25%–ного повышения тарифа "Платон" соберет за 2017 год 23 млрд рублей, подсчитали в Минтрансе. Возросший на 25% объем сборов тоже не покроет потери региональных дорожных фондов, особенно с учетом ежегодной компенсации вознаграждения РТИТС. Компенсировать потери региональных дорожных фондов может повышение ставки транспортного налога с владельцев легковых машин и грузовиков менее 12 т. Возможно, этого и стоит ожидать от властей в регионах.