Власти Петербурга закрыли глаза на компании, не оснастившие вход в свои заведения пандусами

Автор фото: Коньков Сергей
Автор фото: Коньков Сергей

В 2016 году владельцы магазинов, кафе и химчисток готовились к волне штрафов за отсутствие пандуса, но страхи не оправдались.

За 2016 год, как на днях объявил Смольный, прошло 29 тыс. проверок объектов бизнеса (5439 объектов) на предмет доступности услуг для инвалидов. Обеспечить все общественные места пандусами и перилами в том же году обязал федеральный закон. Но "безбарьерную среду" удалось обеспечить немногим: например, для колясочников в городе полностью доступны 317 объектов потребрынка, культуры и спорта. Для инвалидов по зрению и слуху — 1078 объектов. В Петербурге 638 тыс. инвалидов, на реализацию "дорожной карты" доступности города для них в бюджете на 2017 год предусмотрено 25,2 млрд рублей (в прошлом году было 23,1 млрд). Государство тратит их на модернизацию школ, госучреждений, а бизнес собирался потратить на пандусы и перила 80 млрд рублей. В прошлом году, когда проверки только начались, это привело к панике на рынке. Предприниматели ждали худшего: штрафов (20–30 тыс. рублей), огромных трат на пандусы и лифты. Но на практике городские власти отнеслись к этой проблеме либерально, считая, что главное — обеспечить доступ к услуге, которую предоставляет компания. А если при этом нет возможности при входе в магазин установить пандус, можно, например, обслуживать инвалидов на входе или решить проблему как–то иначе. Причина такого подхода именно в том, что в большинстве случаев полностью доступным объект сделать вообще невозможно. "Сама проверка проходит следующим образом: на предприятие приходит постановление о том, что необходимо отчитаться, каким образом организована доступная среда для группы работников. Если таковой не организовано, выносится определенное предписание в адрес компании, и больше проверки не проводится", - добавляет адвокат АНО Экспертный центр "Консультант" Сергей Воронин.

Компромиссный подход

Зампредседателя городского комитета по соцполитике Галина Колосова рассказывает, что готовность бизнеса обеспечивать доступность — средняя, сопротивления нет, но нет и энтузиазма. Она подчеркивает, что госучреждения выполняют те же требования и им это тоже не всегда удается. За время действия "дорожной карты" только на 29 городских объектах удалось обеспечить полную доступность — лифты, достаточную ширину дверных проемов и др. Еще на 313 объектах есть "условия доступности". То есть инвалид может получить услугу, но, например, только на первом этаже. "Важно понимать, что речь не только о планировке, но и об обучении персонала, — говорит Галина Колосова. — Также ясно, что абсолютно безбарьерную среду можно обеспечить только в новых зданиях, в остальных приходится искать компромисс".

Круговая порука

Предприниматели обычно не против тратиться на доступ к своим услугам для маломобильных граждан: так они приобретают и клиентов, и репутацию. Но иногда это невозможно. Например, Светлана Казновская, владелица сети кондитерских "Кусочек счастья", рассказывает, что ни одно кафе ее сети не позволяет построить удобный заезд для колясок. "Иначе бы мы давно это сделали. Но часто дело не в деньгах, а в конструкции входов и невозможности их изменить", — говорит Светлана Казновская. С ней согласна представительница компании "Лосево" (шесть магазинов в Петербурге) Валерия Иванова: "Выходит замкнутый круг: мы хотим расширить вход, но собственник здания против, а если речь об историческом центре — и город по объективным причинам не дает разрешения. Проехать узкий вход не могут и мамы с колясками, немалая часть покупателей". Гендиректор кофейни The coffee and breackfast Александр Лейбов рассказывает, что пандус он тоже поставить не может: ГАТИ не дает разрешения. "Звонок на входе стоит около 5 тыс. рублей, и в помощи въезда на коляске сотрудники кафе никогда не откажут", — заключает он.
Среднюю сумму для обеспечения доступной среды сложно подсчитать, есть много факторов: состояние здания и офиса, готовность к реконструкции, тип инвалидности сотрудников или посетителей. От этого зависят и траты - от нескольких десятков до сотен тысяч рублей. Например, оборудование для людей с нарушениями слуха будет стоить меньше, чем организация доступной среды для инвалида-колясочника. Кстати, если речь о приеме на работу инвалидов - по статистике, 94% сотрудников с инвалидностью годами работают на адаптированных для них рабочих местах, снижая текучку кадров в компании и, соответственно, снижая расходы на поиск и обучение новых сотрудников.
Александр Шлычков
основатель и директор фонда поддержки инвалидов «Сила духа»