Сергей Матвиенко вступает в борьбу за мусорный рынок объемом 64 млрд рублей

Сергей Матвиенко возвращается в большой бизнес. Впервые с тех пор, как его мать Валентина Матвиенко ушла с поста губернатора Петербурга, он купил крупный актив — АО "Автопарк №7 "Спецтранс", крупнейшего частного оператора по уборке улиц в городе.

Сергей Матвиенко получил контроль над 99,8% компании "Автопарк № 7 "Спецтранс". Это его первая крупная покупка с тех пор, как его мать Валентина Матвиенко перешла с поста губернатора Петербурга на должность спикера Совета Федерации. До последнего времени он лишь избавлялся от активов, а его капитал стремительно таял. Автопарк № 7 "Спецтранс" Сергей Матвиенко купил в декабре 2016 года, сразу после того, как компания получила лицензию на работу с отходами. Предприниматель может вступить в борьбу за статус регионального оператора по обращению с отходами. Мусорный рынок Петербурга ждет рост: с этого года введен утилизационный сбор, который может расширить его до 64 млрд рублей.

Частный уборщик

Сергей Матвиенко получил контроль над АО "Автопарк № 7 "Спецтранс" ("Спецтранс–7"), полностью купив ООО "Бэкбон", которое с 2014 года было основным владельцем компании (здесь и далее — данные "СПАРК–Интерфакс"). В "Финаме" оценивают стоимость компании в 0,75–1 млрд рублей.
Ранее "Спецтранс–7" был тесно связан с банком "Санкт–Петербург" (БСПБ) Александра Савельева — половина членов совета директоров компании, по данным последних раскрытых годовых отчетов, работала в этом банке. Кредитовалась компания тоже в БСПБ. Сергей Матвиенко не чужой человек для банка — до 2010 года он был вице–президентом БСПБ, и его семья остается в акционерах.
Получить комментарии у Сергея Матвиенко не удалось. Гендиректор "Спецтранса–7" Алексей Пипкин сказал, что не может комментировать ситуацию без согласования с собственником.
На письменный запрос в компании также не ответили.
Автопарк № 7 "Спецтранс" специализируется на уборке городских улиц (годовая емкость этого рынка — 6–7 млрд рублей), это крупнейшая петербургская частная компания в этой отрасли, ее основные конкуренты — городские унитарные предприятия, хотя от них же иногда компания получает субподряды. В 2016 году "Спецтранс–7" получил господрядов на 467,5 млн рублей, годом ранее — на 1,2 млрд. Его выручка в 2015 году составила 799 млн рублей, в 2014 году — 1,2 млрд.
Кроме госзаказов компания также перевозит грузы, предоставляет в аренду спецтехнику, сдает имущество в аренду (как машины, так и недвижимость). В наследство с советского времени "Спецтрансу–7" достался земельный банк, который использовался под технические цели. Часть участков уже продана под девелоперские проекты. Кроме того, компания делала и новые приобретения на земельном рынке: так, в 2012 году она купила 20 га в Шушарах у фирмы, связанной с БСПБ, в кредит, который был взят у этого банка под залог.

Важная лицензия

В уставе "Спецтранса–7" говорится, что кроме прочего компания занимается работой с отходами. Однако лицензия на сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I–IV классов опасности у компании появилась лишь 1 декабря 2016 года.
Получение "Спецтрансом–7" лицензии удачно совпало с активизацией деятельности Смольного по подготовке конкурсного отбора единого регионального оператора (ЕРО) по обращению с отходами. В конце 2016 года город утвердил территориальную схему обращения с отходами. Чиновники заявили, что не будут дожидаться установленного федеральным законом срока для выбора оператора (он должен начать работу не позднее 1 января 2019 года), а проведут конкурс раньше.
Поэтому с конца прошлого года активизировались и претенденты на получение статуса ЕРО: они готовы побороться за рынок емкостью около 64 млрд рублей в год: 14 млрд — плата граждан и предприятий за сбор, транспортировку и утилизацию отходов, еще 50 млрд будет поступать в распоряжение оператора за счет введенного в 2017 году утилизационного сбора с промышленных предприятий. Всего на территории Петербурга ежегодно образуется 9,37 млн т отходов: 7,7 млн т от предприятий и организаций, остальное — от жилого сектора.
Согласно федеральному закону, ЕРО будет отвечать за весь цикл работы с отходами, он может выполнять работы сам или распределять их между другими игроками рынка. Возможно, именно за это место регионального оператора хочет побороться Сергей Матвиенко.
На рынке об этих планах известно не много. Генеральный директор НПО "Механобр–Техника" Леонид Вайсберг сообщил, что несколько лет назад слышал об интересах Сергея Матвиенко в сфере обращения с отходами, но сомневается, что он захочет ввязываться в это сейчас: слишком сырой и непроработанной выглядит система ЕРО.
Первый раз Сергей Матвиенко пытался выйти на мусорный рынок в 2008 году. Тогда он выкупил компанию "Опытный завод МПБО", которая арендовала мусороперерабатывающий завод на Волхонском шоссе (МПБО–1), но договор аренды с этой компанией не продлили, и заводом сейчас управляет город. Тогда же говорилось, что на рынок переработки мусора подумывал выйти и БСПБ.

Теплая компания

Сейчас в Петербурге действует почти 300 лицензий на работу с отходами, которые выдал Росприроднадзор по СЗФО. Но ресурсами, чтобы бороться за место ЕРО, располагают лишь несколько компаний. Среди них крупнейшие операторы вывоза мусора в Петербурге, которые вместе контролируют 80% рынка, — Автопарк № 1 "Спецтранс" и Автопарк № 6 "Спецтранс". Ранее гендиректор и совладелец Автопарка № 1 "Спецтранс" Анатолий Язев говорил, что планирует бороться за место ЕРО, но теперь сомневается в этом. В годовом отчете компании за 2015 год говорится, что в случае выбора ее региональным оператором она построит мусороперерабатывающий завод производительностью 600 т.
Статус регионального оператора может заинтересовать также ОАО "УК по обращению с отходами Ленинградской области" — оно находится в собственности области, но, как говорят игроки рынка, контролируется командой миллиардера Юрия Ковальчука.
Кроме того, о планах поучаствовать в мусорном рынке Петербурга заявлял Геннадий Тимченко, его компания планировала создавать технопарк совместно с петербургским ООО "Техноресурс", но недавно отказалась от этих планов. Не исключено, что Тимченко выступит в партнерстве с другой компанией.
Однако, как говорят участники рынка, ни механизм выбора оператора, ни условия его деятельности неясны. Основная масса отходов образуется в Петербурге, а везут их в область, говорит президент холдинга "Созвездие Водолея" Владимир Хильченко. "Только для того, чтобы приступить к работе, оператору нужно будет заключить в Петербурге больше 200 тыс. договоров на вывоз отходов. Одна компания просто не справится с таким объемом работы. На мой взгляд, таких операторов нужно минимум четыре", — уверен он.

Сыновние проекты

Рынок мусора не первый раз привлекает людей, близких к власти. Так, в 2015 году Игорь Кожин, сын экс–управделами президента РФ Владимира Кожина, планировал инвестировать в модернизацию полигона Новый Свет, но сейчас вышел из этого проекта.
Сын губернатора Петербурга Алексей Полтавченко был региональным директором компании Aktor, которая вместе с ВТБ планировала строить мусороперерабатывающий завод в Левашово. Но этот проект был заморожен в 2015 году. Эта судьба постигала все подобные проекты в Петербурге, но теперь, когда на рынок поступят миллиарды утилизационного сбора, он может стать для бизнеса золотой жилой.
Петербург пока не готов к выбору регионального оператора, нет нормативных актов, которые прописывали бы его деятельность. Прежде чем писать федеральный закон на эту тему, нужно было продумать механизм. А у нас получается, что еще медведь не родился, а мы уже шкуру его поделили. Допустим, оператор построит мусороперерабатывающие заводы и полигоны, установит тарифы на утилизацию. Но как сделать так, чтобы туда везли отходы? Этот вопрос не решен, и это главная причина, почему не удается реализовать ни один проект строительства мусороперерабатывающего завода.
Михаил Василенко
глава Национального союза СРО операторов по обращению с отходами
Мне трудно сказать, какие компании могут участвовать в конкурсе по выбору регионального оператора и будем ли мы в нем участвовать, так как неясны требования, которые будут предъявляться к претендентам. Может, они будут такими, что мы и не сможем им соответствовать. Мы даже сейчас не можем подготовиться к этому конкурсу, так как не знаем, каковы должны быть права, обязанности и зона ответственности регионального оператора. Если бы кто–то нас спросил, какой мы видим эту систему, мы бы направили свои предложения. Но никто не просит.
Анатолий Язев
генеральный директор и совладелец АО "Автопарк №1 "Спецтранс"