Подрядчик "Газпром нефти" петербургская верфь "Полтава" нашла способ сэкономить на налогах

Автор фото: Ермохин Сергей
Презентация строящегося парусника "Полтава" в яхт-клубе в Лахте.

Верфь "Полтава", которая реставрирует яхты на пожертвования "Газпром нефти", переводит своих рабочих в штат некоммерческого фонда. Это поможет судостроителям снизить налоговые издержки на 40 млн рублей в год.

Верфь "Полтава", расположенная в Лахте, переводит около 80 своих рабочих (75% коллектива) в штат некоммерческого Фонда поддержки, реконструкции и возрождения исторических судов и классических яхт (Фонд реконструкции исторических судов). Владельцем верфи и учредителем фонда является спортивная организация "Яхт-клуб Санкт-Петербурга", которую возглавляет предприниматель Владимир Любомиров. Маневр с переводом сотрудников из верфи в фонд позволит экономить до 40 млн рублей в год на налогах.
Фонд занимается восстановлением исторических судов и классических яхт, например, работал над восстановлением шхун "Надежда" и "Леди Л". Всего в его управлении 23 судна. Самый яркий проект верфи "Полтавы" — строительство исторического прототипа линкора "Полтава", которое сейчас завершено на 90%. После завершения строительства корабль станет частью музейного комплекса "Лахта центра", откуда сможет выходить на буксире, например, на празднование "Алых парусов". Также верфь "Полтава" участвовала в ремонте парусного судна "Херсонес" в Севастополе, которое досталась России вместе с Крымом, а также восстанавливала палубу и шлюпки крейсера "Аврора". В ближайшее время "Полтава" приступит к ремонту парусника "Седов". Большинство проектов "Полтавы" финансирует "Газпром нефть", но кроме этого верфь выполняет и коммерческие заказы

Правильные и неправильные схемы

В штате верфи "Полтава" остаются работать только конструкторы и обслуживающий персонал (сотрудники музея верфи, столовой), рассказали собеседники "ДП" на производстве. Остальные рабочие переходят в штат некоммерческого Фонда реконструкции исторических судов. "Нам обещали улучшение условий труда", — рассказали "ДП" рабочие.
Директор верфи и председатель правления фонда Андрей Грошиков подтвердил "ДП", что сотрудников верфи переводят в штат фонда. По его словам, схема финансирования работы "Полтавы" изначально была выстроена неверно.
До сих пор верфь получала финансирование от Яхт-клуба Санкт-Петербурга, которому и принадлежала. Яхт-клуб, в свою очередь, получает финансирование от "Газпром нефти" в виде пожертвований на ремонт и реставрацию исторических судов. В результате верфь вынуждена была платить налоги с зарплаты рабочих как коммерческое предприятие, хотя фактически они работали за счет пожертвований. Теперь финансирование "Газпром нефти" будет приходить в некоммерческий фонд, который тоже принадлежит Яхт-клубу Санкт-Петербурга. Благодаря этому маневру за ближайшие полгода верфь сможет сэкономить около 20 млн рублей.
Помимо перевода рабочих в НКО, Яхт-клуб Санкт-Петербурга может сэкономить и с налогом на прибыль. По словам начальника отдела корпоративного права юридического агентства "РосПравоКонсалт" Константина Куликова, в российском налоговом кодексе предусмотрен особый порядок учета налога на прибыль, если НКО получает пожертвования или гранты и находится на упрощенной системе налогообложения. В отличие от коммерческих организаций, где нужно выплачивать налог на входящую прибыль, а после чего еще и выплачивать зарплаты, облагаемые налогом, НКО может не платить налог на прибыль, но деньги должны идти только на развитие организации и зарплаты сотрудникам.

Морская империя Любомирова

Собственники Яхт-клуба Санкт-Петербурга — триумвират видных петербургских яхтсменов и бизнесменов: Дмитрий Лычев, Виктор Лось и Владимир Любомиров. Они также были совладельцами небольшой фирмы, производившей земляные работы, "СУ ЭнергоГидроМеханизмация" ("ЭГМ"). Но сейчас интересы предпринимателей пересекаются только в море. ЭГМ перешло в собственность к Дмитрию Лычеву. Виктор Лось является совладельцем нескольких компаний, занятых управлением недвижимостью.
Владимир Любомиров, помимо судостроения, занимается ресторанным бизнесом. Ему принадлежит ресторан русской кухни L.Brik-Cafe, открытый в 2016 году на Пушкинской улице (50% в ООО "Мартин"). Также ему принадлежат доли в компаниях "Корт" (45%), "Нильс" (45%) и "Маркони" (80%), которые специализируются на ресторанном бизнесе.
Яхт-клуб Санкт-Петербург — не просто спортивная организация, но и своеобразный элитный клуб. Генеральным партнером клуба выступает ПАО "Газпром" (по данным официального сайта). Среди почетных членов клуба — король Греции Константин II, экс-президент ISAF Горан Петерссон, старший вице-президент ВТБ Юрий Молчанов и председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер. Членами клуба также являются гендиректор ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" Георгий Фокин и экс-председатель совета директоров "НТВ-Плюс" Дмитрий Самохин.
При годовом обороте в 69 млн рублей клуб имеет дебиторскую задолженность более 1 млрд рублей, по данным бухгалтерской отчетности в СПАРК. Как объясняют в яхт-клубе, это стоимость строящегося корабля "Полтава", который сейчас находится на балансе у верфи "Полтава" как подрядчика яхт-клуба. Так как строительство судна не закончено, оно находится на балансе у подрядчика — исторической верфи "Полтава", и формирует в отчетности яхт-клуба дебиторскую задолженность.
Также "дочкой" яхт-клуба является коммерческая компания "Теплоход "Нева", оператор одноименного элитного судна, которое курсирует по акватории Финского залива до Валаама, Кижей и рек западной России. Еще одна заметная "дочка" яхт-клуба — яхтенный порт "Геркулес" в Лахте. Он считается одной из лучших яхтенных гаваней Петербурга. Акватория порта составляет 3,2 га. На его территории работает Академия парусного спорта и проводятся соревнования по парусному спорту, виндсерфингу и кайтсерфингу.