В 2017 году рынок виртуальной реальности в недвижимости ожидает бурный рост

Автор фото: Ваганов Антон
Автор фото: Ваганов Антон

Российский рынок виртуальной реальности в недвижимости ожидает ажиотажный спрос начиная уже с этого года.

Технологии виртуальной реальности в недвижимости в 2017 году могут стать одним из ключевых сегментов рынка AR / VR в России. Отраслевые игроки обещают бурный рост числа компаний и взрывной интерес застройщиков и покупателей в ближайшие годы.
В 2017 году рынок технологий виртуальной реальности (VR) принесет компаниям до $4,9 млрд прибыли, что на 172% больше показателей прошлого, 2016 года, свидетельствуют прогнозные данные агентства SuperData. Суммарно объем мирового VR–рынка к 2020 году может достигнуть $38 млрд — в 20 раз больше, чем в 2016–м, уверены аналитики.
В России объем инвестиций в индустрию дополненной реальности (augmented reality, AR) и виртуальной реальности (virtual reality, VR) по итогам 2016 года вырос в 3,5 раза к показателям 2015 года — с 200 млн рублей до более чем 700 млн рублей, а разработчиков — в 3 раза, до 183 компаний, следует из отчета Ассоциации дополненной и виртуальной реальности (AVRA).
Как отмечают участники рынка и аналитики AVRA, если в 2015 году основными направлениями деятельности было создание рекламных и маркетинговых проектов под заказ, то в 2016 году разработчики стали уделять особое внимание продуктам для образовательной и развлекательной сферы, а также для всего, что касается недвижимости (архитектура, продажи).

Виртуальные $300 млн

В AVRA в сегменте рынка AR / VR в недвижимости насчитали девять компаний, работающих на российском рынке. Суммарно потенциальный финансовый объем этого сегмента отраслевые игроки оценивают на уровне $300 млн, однако это направление в России только формируется и прошлый год стал для многих компаний стартовым для крупных проектов и инвестиций. Бурный рост рынка и значительное увеличение числа компаний ожидаются именно в 2017 году. По оценкам фонда VRTech (Москва), средняя годовая выручка компаний в этом сегменте должна составлять около $10 млн.
В конце марта в немецком Ганновере пройдет международная технологическая выставка, на которой впервые будет заявлена в отдельном зале секция AR / VR–технологий. На выставке будет представлен и российский рынок AR / VR в недвижимости в лице платформы Planoplan (Петербург). В компании выручку российских разработчиков в этом направлении за прошлый год оценили в 100 млн рублей с прогнозом десятикратного роста, до 1 млрд рублей на 2017 год.
Опрошенные "ДП" представители рынка прибыль за прошлый год не раскрывают, поскольку все доходы вкладывались в развитие бизнеса. "Вся прибыль вкладывается в развитие VR–платформы Planoplan, потому о ней говорить рано, слишком быстро растет рынок, чтобы ее фиксировать", — отмечают представители платформы.

Мобилизация интерьеров

Сейчас основным направлением работы компаний в сегменте AR / VR в недвижимости остается показ интерьеров и экстерьеров жилой и коммерческой недвижимости на разных этапах строительства в шлемах и очках виртуальной реальности в шоу–румах, с помощью мобильных комплектов в офисах продаж застройщиков и на специализированных выставках. Кроме того, технологии AR / VR позволяют создать виртуальную отделку, планировку квартиры, отделку по дизайн– проекту, расставить предметы интерьера и детально визуализировать виды из окон.
В Planoplan отмечают, что пока еще застройщики используют VR и AR в достаточно ограниченных возможностях, поскольку VR–контент собирается вручную, а не автоматизированно. "Большинство создает несколько типовых квартир для демонстрации в отделах продаж с использованием дорогостоящей техники типа HTC Vive. Пользователь ходит по демоквартире и получает больше эмоций, нежели практического опыта, так как в VR переводят не более 1% от общего количества квартир", — указывают в компании, отмечая преимущества собственной VR–платформы для просмотра всех квартир с помощью приложения на смартфоне и простых VR–очков по типу Google Cardboard.
Для продаж и маркетинга недвижимости в 2017 важными являются два фактора: во–первых, в ноябре 2016 года в России вслед за всем миром официально наступил Mobile First и мобильный трафик превысил трафик с десктопа, поясняют в General VR (Москва). Во–вторых, появилась статистика по использованию VR в мобильных приложениях, и она впечатляет: рост конверсии на отдельных этапах продаж до 19 раз, подчеркивают в компании
"Именно поэтому наши заказчики из массового сегмента в первую очередь интересуются VR решениями, направленными на рост продаж и ориентированными на мобильные устройства и массовое распространение. Застройщики из сегмента элитной недвижимости, в свою очередь, больше интересуются VR для шоу–румов и выставок", — отмечает глава компании Анатолий Суздальцев.

Точка кристаллизации

Ажиотаж вокруг VR–технологий в России отстает от мирового на 2–3 года, поэтому именно в 2017 году предполагается всплеск интереса, который выйдет на ровное плато в 2018–2019 годах, прогнозируют в Planoplan. "Мы рассчитываем на прохождение рынком "точки кристаллизации" интереса со стороны компаний–застройщиков, как это происходило по отношению ко многим другим технологиям, включая поисковую оптимизацию в 2004–2006 годах или аэрофотосъемку с дронов в начале 2010–х", — считает основатель VR–платформы для недвижимости Planoplan Олег Кельник.
Основным драйвером, безусловно, станут громкие реализованные комплексные проекты, уверены в General VR. По мнению директора по развитию фонда VRTech Александра Ларионова, таким драйвером может стать развитие технологических решений, в первую очередь в части hardware, что будет способствовать расширению области применения и снижению общей стоимости внедрения. "Можно сказать, что драйвером рынка для застройщиков будут являться запуск VR–решений в бизнес–процессы продаж у двоих–троих больших игроков или же появление VR на каждом десятом сайте. Вот тогда рынок взорвется", — обещают в Planoplan
В свою очередь, гендиректор студии виртуальной реальности Vizerra (Москва) Александр Лавров напоминает, что рынок AR / VR в России сильно зависит от текущих экономических реалий, поскольку заказчики — это, по факту, все существующие рынки.
Кроме того, этот рынок сильно связан с инвестициями крупных игроков и корпораций. "Для B2B зависимость серьезная. Мало кто из заказчиков готов вкладываться в столь отдаленное будущее, каким выглядит зрелый ARVR. Цукерберг, по–моему, говорил о 5 годах для выхода на зрелый рынок", — напоминает Александр Лавров.