Из-за Uber и "Яндекс.Такси" в Петербурге образовался рынок подключашек из более 100 фирм

Автор фото: Коньков Сергей
Автор фото: Коньков Сергей

Бурное развитие Uber, "Яндекс.Такси" и других сервисов вызова такси через мобильные приложения привело к появлению нового вида бизнеса. В Петербурге образовался рынок посредников, подключающих водителей к агрегатором, на котором работает больше 100 фирм.

Агрегаторам таксомоторных услуг (самые популярные из них — Uber, "Яндекс.Такси" и GetTaxi), которые отвоевали треть рынка у классических таксомоторных компаний, приходится делиться доходами с посредниками. Как выяснил "ДП", в Петербурге за последние пару лет образовался новый рынок компаний, которые специализируются на подключении водителей сразу к нескольким онлайн–сервисам.
По оценкам участников рынка, через посредников (в профессиональном сообществе их называют подключашками) уже проходит больше половины заказов online–сервисов вызова такси на сумму более 5 млрд рублей. В качестве комиссии за работу они зарабатывают около 500 млн рублей в год.

Таксомоторный пирог

Online–сервисы заказа такси появились в Петербурге в конце 2014 года и кардинально изменили рынок таксомоторных услуг, поставив под угрозу бизнес классических таксопарков.
Летом 2015 года партнерство "Петербургское такси" (объединяет службы "Такси 777", "068", "Автолайн", "6000000", "7000000", "Командир" и другие) даже обращалось к губернатору Георгию Полтавченко с просьбой запретить в Петербурге работу мобильных сервисов по вызову такси — Uber, GetTaxi, "Яндекс.Такси" и подобных им агрегаторов.
Однако схватка консервативного бизнеса с новыми технологиями закончилась в пользу последних. За 2 года сетевые диспетчерские службы захватили 30% рынка таксомоторных перевозок. Учитывая, что общий объем петербургского рынка такси в недавнем исследовании Discovery Research Group был оценен в 33 млрд рублей, агрегаторы контролируют сектор в 9,9 млрд рублей. И это по самым скромным оценкам — в прошлом году агентство SkyLab оценивало объем местного рынка в 65 млрд.

Официально и нет

Рынок онлайн–сервисов в Петербурге почти полностью делит большая тройка лидеров — Uber, GetTaxi и "Яндекс.Такси". Незначительную долю занимают "Российская биржа такси", "Таксик", Intertos и SeDi и другие небольшие сервисы.
Все агрегаторы такси выдвигают определенные требования к водителям. Так, автомобилист должен быть старше 21 года, не иметь судимости, получить права более 3 лет назад. Он должен зарегистрироваться на официальном сайте, предоставить свои паспортные данные, данные об автомобиле (техпаспорт и ОСАГО), свое фото. Предъявляются и требования к году выпуска автомобиля.
Но посещать офис каждой из диспетчерских служб — сложный путь. Зачастую водителю проще прийти в офис компании–посредника, которая готова подключить его сразу ко всем службам.
Диспетчерские службы забирают себе до 25% стоимости каждого заказа. Посредник–подключашка оставляет себе в среднем еще 5% цены поездки. При этом каждая служба стремится предложить пассажиру наиболее низкую стоимость поездки.
В результате главной проблемой стало формирование тарифов.
"Руководители служб–агрегаторов мыслят не как таксисты. Они планируют бизнес с точки зрения маркетинга и финансовой выгоды. Это приводит к тому, что таксистам приходится сидеть за рулем по 12 часов и больше. Неспроста сейчас "Яндекс" задумался о введении контроля за уровнем усталости водителя. В Москве уже год как Uber требует от водителей лицензию. Ожидается, что аналогичное требование введут во всех городах–миллионниках", — отмечает руководитель петербургского отделения крупной российской подключашки Licensetaxi Андрей Воинков.
Тем не менее водители, для которых в условиях демпинга сервисов частота поездок — это единственный способ получить приемлемый доход, охотно работают с посредниками. И такие компании появляются одна за другой. "ДП" насчитал в Петербурге не меньше 100 подключашек.

Найди, если сможешь

Характерной чертой всех подключашек может оказаться абсолютная непрозрачность их работы. На их официальных сайтах, как правило, отсутствует информация о юридическом лице. Ее название, адрес и контакты на сайте, как правило, не имеют ничего общего с данными регистрации юрлица в ЕГРЮЛ.
Узнать, какое юрлицо стоит за подключашкой, можно, лишь заполучив образец ее договора с водителем. При этом бухгалтерскую отчетность в СПАРК компании публикуют редко (ООО не обязаны этого делать), поэтому изучить их реальные доходы невозможно.
Можно назвать одного из крупных посредников между водителями и диспетчерскими службами Dimirkom, а по документам, по всей видимости, ООО "Таксимир".
С водителей компания берет 5% от еженедельного или 10% от ежедневного заработка.
По данным СПАРК, она зарегистрирована в сентябре 2016 года, в пик развития подключашек, и принадлежит пополам Антону Агапову и Петру Гулину. Агапов также владеет одноименной классической таксомоторной службой "Димирком", а Гулин — финансовой фирмой "Пятерка финанс", юридической "Профит" и другими.
Еще одна подключашка с офисом в гостинице "Охтинская" оказалась обладателем сразу нескольких различных сайтов и названий.
Среди заметных петербургских посредников между водителями и диспетчерскими службами можно назвать ООО "Организатор перевозок", ООО "Другое такси", ООО "КЭБ Партнер".

На доверии

Все посредники оказались вполне официальными агентами крупных агрегаторов, для которых такое сотрудничество означает дополнительный канал продаж, который они выводят на аутсорсинг.
При этом, судя по типовым договорам водителей с такими посредниками (есть в распоряжении "ДП"), оплату они получают в основном по договорам консультирования, а также за предоставление финансовых или организационных услуг.
В целом это снимает ответственность за перевозку пассажира как с водителя, так и с диспетчерской службы. Так, корреспондент "ДП" обзвонил десяток подключашек под видом автомобилиста, который хотел бы поработать с максимальным количеством диспетчерских служб.
Все операторы достаточно лояльно реагировали на заявления о том, что машина старше положенного года выпуска, а водительский стаж автомобилиста не дотягивает до 3 лет.
Еще в одной компании — "Мир такси" — заверили, что все диспетчерские службы доверяют им, поэтому ехать в их офисы не придется, достаточно посетить офис "Мира такси".
При этом в самом Uber утверждают, что подобное невозможно.
В "Яндекс.Такси" не ответили на запрос "ДП". Но на официальном сайте компании сообщается, что машины тщательно проверяют.
На вопрос о том, как проверить, приехал ли по вызову водитель, зарегистрированный и проверенный самим агрегатором или посредником–подключашкой, корреспонденту "ДП" так никто и не ответил.
Наша компания "Держава" как подключатель к таким сервисам, как Uber, была открыта 2 года назад. Плюс таких систем в том, что их работа более–менее прозрачна, но есть и множество минусов. На мой взгляд, в Петербурге вообще больше не существует рынка таксомоторных перевозок в классическом понимании, к которому мы привыкли. Теперь сформировался новый рынок, который я бы назвал rent–car. Теперь пассажир скорее арендует автомобиль с водителем, чем вызывает такси. Понятие "вызов такси" размылось именно после того, как на рынок пришли онлайн–сервисы. Создатели этих сервисов научились зарабатывать на них, хотя никогда не занимались таксомоторными перевозками. Признаю, посредники между такими сервисами и водителями стали одной из причин появления большого количества непрофессиональных таксистов. Я, конечно, отношусь к этому факту отрицательно, но таков уж рынок, и мы на нем работаем. Отмечу, с точки зрения закона все эти компании лишь оказывают диспетчерские услуги. На мой взгляд, стоило бы ввести лицензирование, обязать их отвечать за заказы как перед исполнителями–водителями, так и перед пассажирами. Кроме того, я бы обязал петербургский Uber работать с профессиональными водителями, как в Москве.
Дмитрий Марченко
заместитель генерального директора "Такси Держава"
В Петербурге есть только одно место, где происходит активация водителей в Uber, — это наш центр активации на ул. Марата, 69/71, лит. А. Мы сотрудничаем только с индивидуальными предпринимателями (ИП) или юридическими лицами, которые являются нашими партнерами. Они могут привлекать водителей и оформлять с ними отношения в соответствии с законами РФ. Подключиться к системе в обход нашего центра невозможно технически, каких–то неофициальных партнеров у Uber просто не существует. С момента запуска нашего сервиса в Петербурге в 2014 году к нам подключились десятки тысяч водителей, и эта цифра постоянно растет. На наш взгляд, привлечение новых партнеров обеспечила высокая эффективность нашей платформы.
Илья Дроздов
директор по развитию региональной сети Uber
Так называемые подключашки, которые подключают водителей к диспетчерским службам и берут себе процент от выполненных ими заказов, не несут никакой ответственности за перевозку пассажиров. Кто выполняет такой заказ — водитель с судимостями, пьяный водитель и так далее, — никого не волнует. Компании, которые оказывают диспетчерские услуги, тоже не беспокоятся о качестве подключающихся к ним машин. Многие агрегаторы вообще позволяют скачать приложение, внести деньги на лицевой счет и сразу же принимать заказы. Эта схема действует не первый год. При этом единственное, что по–настоящему волнует всех участников этого процесса, — это минимизация расходов на подключение водителей к системе.
Виктор Соловьев
директор по развитию ГК "Петербургское такси 068"