Как защищали Исаакий и Петербург

Автор фото: Сергей Коньков
Автор фото: Сергей Коньков

Новый массовый митинг в защиту Исаакия собрал гораздо больше людей, чем два месяца назад. Этому способствовало нагнетание проблемы в СМИ и давление на работников Исаакиевского собора.

Спустя два месяца после первого митинга за сохранение Исаакиевского собора, который прошёл у стен храма в середине января, протестные настроения не утихли, а скорее наоборот - выросли. В петербургских СМИ ситуация вокруг собора освещается максимально подробно. А главное, что эти новости людям до сих пор не надоели, и их продолжают читать.
Поэтому неудивительно, что очередной митинг в защиту собора собрал больше людей, чем акция в конце января. Формально сегодняшнее мероприятие было посвящено защите Петербурга от разрушения, но, конечно, основной темой стал Исаакий.
Согласование митинга, как и в прошлый раз, вылилось в целую эпопею. Сначала власти отказали в заявке на 19 число, сославшись на то, что в этот день на Марсовом поле будет проводить мероприятия Центральный район. Что именно за действо предстояло, традиционно никто не уточнил. Организаторы пытались вести переговоры со Смольным, но комитет по вопросам законности и правопорядка ушёл в глухую оборону и на контакт не шёл. Однако в итоге оргкомитет все же получил согласование митинга в формате гайд-парка на 18 марта. Так как мероприятия в гайд-парке предполагают ограничения по численности до 200 человек, то были опасения, что людей отпугнет такая форма, но все беспокойства оказались напрасными.
"Ничего себе, в прошлый раз столько не было. Ты посмотри, сколько интеллигентных лиц!", - говорила какая-то женщина своей подруге, пока они пытались подойти поближе к сцене по превратившемуся в грязь газону Марсова поля. Тёплый весенний день - явно лучше январской стужи, да и градус протеста за эти месяцы только вырос.
Здесь стоят градозащитники, которые отстаивают Исаакий и защищают исторический центр, экологи с плакатами против застройки лесов коттеджами для Минобороны, студенты в защиту Европейского университета, учёные, пытающиеся спасти Пулковскую обсерваторию, библиотекари, выступающие против слияния РНБ и РГБ. Цвет интеллигенции Петербурга.
"О! Привет!, - обнимаются две подруги. - Я же говорю, на этом митинге можно встретить только приличных людей!"
На сцене и в толпе множество известных личностей: вот на трибуне выступает Иван Краско. "Я все меньше хожу в церковь, потому что клирики ведут себя ужасно", - говорит актёр и срывает овации толпы. Он рассказывает, что звал и свою молодую жену прийти поучаствовать, но она скокетничала "мне бы ваши проблемы" и осталась дома. Над этими словами в толпе смеётся лидер рок-группы "Телевизор" Михаил Барзыкин. На сцене выступили Лев Лурье, режиссёр Юрий Мамин и многие другие известные люди.
Конечно, к микрофону подходили все оппозиционные депутаты Петербурга. На акцию пришла вся парламентская фракция "Партии Роста" во главе с Оксаной Дмитриевой, депутаты "яблочник" Борис Вишневский и справорос Алексей Ковалёв, известный на весь город своей градозащитной деятельностью. Выступала экс-депутат ЗакСа Ирина Комолова, лидер петербургской "Открытой России" Андрей Пивоваров.
Их речи с удовольствием слушали собравшиеся, и периодически над толпой звучало: "Это наш город!" Свои "кричалки" были и у многих групп по интересу. "Европейскому городу - Европейский университет", - скандируют защитники одноимённого вуза. "Кропачева в отставку! Кропачева в отставку!", - кричат в другом углу. И такие островки локального есть  по всей площади. В толпе ходили люди и раздавали разнообразные листовки и газеты. Например, главный редактор "Новой газеты" в Петербурге Диана Качалова раздала больше трёх тысяч газет, выпущенных специально к митингу.
Чуть в стороне в ярко-салатовых жилетках стоят дальнобойщики. На их "униформе" написано "Организация перевозчиков России". Некоторые митингующие сначала думают, что это какие-то провокаторы, но понимая, что их пришли поддержать, дальнобойщики проникаются к ребятам уважением. Они заодно раздают листовки с анонсом стачки против "Платона".
А вот с настоящими противниками в этот раз было туго. Если в январе оппоненты устроили сразу два параллельных митинга за передачу Исаакия, то сейчас удалось обнаружить всего одного одиноко стоящего пожилого казака с флагом, который назвал других казаков бандитами, религию опиумом для народа, но требовал отдать Исаакий. В стороне, метрах в 150 от основной толпы стояло двое или трое человек с российским флагом и плакатиком о присоединении Крыма. "Сегодня третья годовщина. Отмечаем", - говорили митингующие. Защитники Исаакия в основном смотрели на них со снисходительной улыбкой, правда находились и те, кто пытался вступить с ними в диалог, переубедить или узнать позицию по вопросу о передаче собора. "Отстаньте, идите там своим музеем занимайтесь. Лучше б о России подумали, а то вы против церкви идете", - говорила женщина, раздающая газету с большим портретом Путина на обложке.
Спустя час с небольшим Максим Резник, который вёл митинг, объявил о его окончании, но люди ещё оставались на Марсовом поле, чтобы подписать петицию в защиту собора. "За что стоим?", - спрашиваю у ребят, выстроившихся в длинную очередь. "За Исаакий!", - хором отвечают сразу несколько человек. Точное количество собравшихся оценить сложно, но по ощущениям на акцию пришло около пяти тысяч.