Самые крупные иски и банкротства за зиму — 2016/17

Автор фото: Ваганов Антон
Россия. Санкт-Петербург. Стадион "Санкт-Петербург".

"ДП" публикует данные мониторинга крупнейших исков, принятых Арбитражным судом СПб и Ленобласти за зиму 2016/17 года, а также самых крупных процедур банкротства, стартовавших в этот период.

Самым крупным иском сезона стало требование ООО "Газпром межрегионгаз" к ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (бывший "Кавказрегионгаз") о взыскании 4,945 млрд рублей. Это внутренние финансовые разбирательства между "дочками" "Газпрома", которые попали в правовое поле петербургского арбитража после переезда газового монополиста в Северную столицу. Никаких данных о сути разбирательства пока на сайте суда нет, сами участники спора не ответили на запросы "ДП".

Убытки от "Зенитки"

Зато на втором месте — широко известные в Петербурге четыре иска комитета по строительству Смольного к "дочке" корпорации "Трансстрой"  — "Инжтрансстрой СПб" — о взыскании 3,745 млрд рублей неотработанного аванса за строительство стадиона "Зенит–арена" на Крестовском острове. Компания была генподрядчиком строительства стадиона с весны 2010 года по лето 2016 года, но все–таки не уложилась в многократно перенесенные сроки строительства. В августе контракт с ней был расторгнут, стадион достроил "Метрострой", а Смольный подал к "Инжтрансстрою–СПб" четыре иска о взыскании неотработанных авансов. Правда, два иска на общую сумму 580 млн рублей суд 9 марта оставил без рассмотрения, так как Смольный не смог доказать соблюдение претензионного порядка (вместо направления претензии "Почтой России", чиновники привлекли курьерскую службу "Феникс", которая не смогла доказать суду, что доставила письма в установленном порядке).
На стороне Смольного работает адвокатское бюро Pen&Paper (лидер рейтинга "Юрист сезона. Зима 2016 / 17", подробнее на стр. 2–3). На стороне генподрядчика — бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры".

Пулковские строители

На третьем месте иск ООО "Промышленно–строительная компания Пулково" (завод металлоконструкций рядом с аэропортом Пулково) к ПАО "Аэропортстрой" (застройщик) о взыскании 1,683 млрд рублей. Обе компании контролируются семьей основателя "Аэропортстроя" Валерия Климова, который умер в 2015 году. При жизни бизнесмена его компании были весьма успешными: они поставляли сэндвич–панели и металлоконструкции Петербургскому метрополитену, "Мосинжпроекту", РЖД и "Алросе" на общую сумму 150–200 млн рублей в год. Но главное — они проводили строительные работы для нужд аэропорта Пулково.
После смерти Валерия Климова его сменил у руля компаний сын Александр Климов, а акции предприятий достались вдове Вере Климовой. Но наследникам остались не только бизнес–активы, но и проблемы. Так, остались долги на полмиллиарда перед подрядчиками строительства ТРК на Штурманской ул., 11 (в том числе 100 млн перед генподрядчиком). А в офисы компании пришли следователи из СКР по делу об уклонении от уплаты налогов на 22 млн рублей. В итоге все компании обанкротились, а сейчас крупнейший кредитор — Сбербанк — пытается признать банкротом самого Александра Климова. Однако юристы должника (на его стороне работает красноярская фирма "Сиббизнес консалтинг групп") сумели убедить суд в необходимости оставить банкротный иск без рассмотрения.

Атомные зачеты

На четвертом месте иск концерна "Титан–2" Григория Нагинского к АО "Метрострой" о взыскании 1,295 млрд рублей долга по контракту на строительство ЛАЭС–2. "Титан–2" является генподрядчиком строительства, "Метрострой" — субподрядчиком. На стороне "Метростроя" работает Институт проблем предпринимательства, на стороне "Титана–2" — штатные юристы.
Взаимные иски стороны начали подавать летом 2016 года, когда генподрядчик обвинил субподрядчика в отставании от сроков строительства энергоблока № 1 ЛАЭС–2 и предъявил неустойку в 1,48 млрд рублей. В ответ "Метрострой" подал целую серию исков на общую сумму более 1 млрд рублей.

Самые крупные банкроты

Крупнейшей из обанкротившихся минувшей зимой петербургских компаний, по данным Credinform, стало ООО "Санкт–Петербургская лизинговая компания" (СЛК) — последний в городе независимый, не аффилированный с банками лизингодатель. По данным СПАРК, она принадлежит генеральному директору Павлу Петрову (69%), а также Демьяну Ростунову (26%) и Ростиславу Шахтахтинскому (5%). Ее оборот в 2015 году составил 1,5 млрд рублей (в 2014–м — 2,4 млрд), чистый убыток — 74 млн рублей (в 2014–м — прибыль 7 млн). За 2016 год компания отчетность не опубликовала: в декабре в ней по заявлению Сбербанка, поданному в сентябре, была введена процедура наблюдения. Долг перед ним составлял 1,6 млрд рублей. После подачи банкротного иска Сбербанк переуступил права требования на 1,13 млрд рублей своей "дочке" — ООО "СБК Стекло", а обеспеченный залогом имущества долг на 407 млн рублей оставил за собой.
Также в реестр кредиторов вошли банки "Санкт–Петербург" (260 млн рублей), ВТБ (14 млн), "АК БАРС" (31 млн). Кроме того, крупным кредитором СЛК является аффилированная с должником структура "Прогресс–финанс", которая в уплату ее долга перед БРР–банком на 55 млн рублей отдала свое здание на Кондратьевском пр., 10. И та же фирма в сентябре 2016 года выкупила у "СБК Стекло" права требования еще на 180 млн рублей.
На втором месте по активам среди зимних банкротов оказалось ООО "Инженерные системы" — 100%–ный собственник ООО "Обуховоэнерго", которое владеет ТЭЦ Обуховского завода. Банкротство компании ведет фирма "ЛексКледере Консалтинг": от лица должника в суд ходит Роман Кузьмак ("Юрист сезона весна–2015"), от лица кредитора — другой юрист той же фирмы Руслан Салтыков.
Владельцем "Инженерных систем" является швейцарский холдинг Jema Industrial AG. Он же стал крупнейшим кредитором, запустив процедуру наблюдения по требованию на 17,5 млн евро. Эти деньги акционер перечислил в 2013 году "Инженерным системам" как вклад в уставный капитал. Но эмиссия не состоялась, и в 2014 году полученные средства компания оформила как заем с возвратом в мае 2015 года. Возврат тоже не состоялся, и осенью 2015 года долг был взыскан в суде, а затем предъявлен в качестве основания для банкротства "дочернего" должника. Наблюдение суд ввел в компании 20 февраля 2017 года.
На третьем месте банкротство ООО "Мега фуд" — оптовой фирмы дальневосточной бизнесвумен Ирины Диденко. До кризиса ее группа "Восток–Запад" объединяла более 40 оптовых ("Мега фуд") и розничных (торговые сети "Супер гуд", "Димарт") компаний в Петербурге, Москве, Владивостоке, Хабаровске, Краснодаре и Петропавловске–Камчатском. В 2015 году совокупный оборот компаний группы составил почти 9 млрд рублей. Но летом 2016 года Сбербанк, которому группа задолжала около 1 млрд рублей, заявил о намерении обанкротить ее ключевую компанию — ООО "Димарт". После этого осенью в ней стартовала процедура банкротства. Наблюдение было введено по иску юридической фирмы "Адмиралтейство" с требованием 560 тыс. рублей.
Эта же юрфирма зимой попыталась запустить контролируемое банкротство ООО "Мега фуд", но юристы Сбербанка не сплоховали, и суд ввел наблюдение по требованию кредитной организации, которое составляет 770 млн рублей.