Дата-центры надеются оживить клиентов с помощью облачных сервисов

Автор фото: Сергей Николаев
Автор фото: Сергей Николаев

Рынок услуг дата-центров в Петербурге растет не так быстро, как хотелось бы участникам рынка, а точнее в 2 раза медленнее означенных планов. Экономические трудности сковали руки небольшим фирмам, и те по-прежнему хранят серверы у себя, а не в дата-центрах; компании побольше затормозили запуск новых проектов и, соответственно, не расширяют объемы хранения данных. Теперь дата-центры уверовали в "облака".

Дата-центр Stack Data Network (SDN), переименованный недавно в Xelent, отчитался об итогах работы с момента появления на петербургском рынке в начале 2014 года. И оказалось, что, хотя он не выполнил своих первоначальных амбициозных планов, все равно вошел в число лидеров рынка. А все потому, что петербургский рынок услуг дата-центров за последние 2 года вырос не на 80% (с $96 млн в 2014-м до $173 млн в 2016-м), как планировали в SDN, а на 44% (данные аналитиков IKS-Consulting: 2014-й — 1,8 млрд рублей, 2016-й — оценочно 2,6 млрд рублей). Правда, прогноз SDN был долларовым, а с января 2014-го до настоящего времени курс доллара к рублю вырос почти в 2 раза.
За первый год работы, то есть 2014-й, SDN собирался подключить тысячу клиентов. Но сейчас, через 3 года, у дата-центра около 400 клиентов, которые совокупно оплачивают 550 стоек (на стойках размещаются серверы). Стоит отметить, что есть среди прочих есть такой "жирный" клиент, как "ВКонтакте". У ближайшего конкурента Selectel ("Сеть дата-центров "Селектел"), как сообщается в презентации Xelent, 520 оплачиваемых стоек.
"Первое время после выхода на рынок мы подключали по 60 клиентов в месяц, а потом резко пошел спад, — рассказывает Андрей Елисеев, директор филиала дата-центра Xelent (ранее SDN) в Петербурге. — Те, кто искал возможности расширения или хотел сменить место размещения серверов, пришли к нам, а вот новые клиенты валом так и не пошли".
Дело в том, что изначально SDN делал ставку именно на новых, "девственно чистых" клиентов, которые прежде никогда не пользовались услугами дата-центров, а, например, ставили серверы у себя в офисе или вовсе обходились без них. Но оказалось, что уговорить этих людей на перемены, тем более в кризис (курс рубля резко ослаб именно в 2014-м), весьма сложно. Казалось бы, кризис мог сыграть на руку: представители дата-центров обычно указывают на экономию, которую дает хранение данных у них.
"Но экономия эта неочевидна. Нет разницы по деньгам, если вот так в лоб сравнивать хранение информации у себя и в дата-центре, — объясняют аналитики IKS-Consulting. — Надо иметь в виду рост расходов на электричество при содержании серверов у себя, трату рабочего времени сотрудником и т. д., но далеко не каждый владелец малого бизнеса учитывает все моменты".
Ну и конечно, главное, что не учитывали прежние прогнозы, — глубина кризиса.
"На мой взгляд, ожидания аналитиков основывались на бывших реальными темпах роста рынка услуг дата-центров, — отмечает Михаил Ветров, генеральный директор Linxdatacenter Russia. — Однако общий экономический фон и скорость развития прочих IT-сервисов внесли заметные коррективы в то, как в действительности менялся сектор сервисов дата-центров. Начиная с 2015 года многие компании стали урезать либо замораживать инвестиционные программы, а оставшиеся на плаву проекты стали реализовывать заметно осторожнее. Повсеместно снизились капитальные затраты, которые также сопутствуют крупным размещениям в дата-центрах, поскольку большой бизнес предпочитает приобретать оборудование самостоятельно, а технический контроль и обеспечение корректной эксплуатации стоек доверяет операторам".
"Рухнули те планы, которые были до пресловутого "денег нет, но вы держитесь", то есть в то время, когда думали, что выход из кризиса не затянется, — констатируют в IKS-Consulting. — А получилось так, что бизнесмены не имели возможности запустить новые проекты — это они не пришли в качестве клиентов на рынок дата-центров в 2015 году. Но в 2016 году рынок немного зашевелился. Клиенты стали активнее мигрировать на новые площадки. Мы надеемся, что в 2017 году эта тенденция усилится".
А в Linxdatacenter и 2016-й расценивают как не очень хороший год в плане развития рынка: "Темпы роста рынка услуг дата-центров сейчас держатся на уровне 10% в год, хотя еще до 2016 года этот показатель составлял не менее 20%". Кроме того, в компании указывают на то, что петербургские игроки конкурируют с московскими и тут первые в заранее менее выигрышной позиции. "Можно сказать, что размещение в московских дата-центрах исторически привлекательнее для большинства крупных отечественных компаний, поскольку в столице располагаются их головные офисы и стратегические IT-департаменты", — говорит Михаил Ветров.
С 2017 года Xelent (SDN) держит курс на развитие облачных сервисов, для чего и запустил новый бренд Xelent. В планах компании к 2010 году занять 2% рынка облачных услуг РФ и чтобы эти услуги приносили 40% выручки компании (сейчас 5%). Исходя из прогноза Forrester Russia о росте рынка облачных услуг в России, можно сказать, что Xelent ориентируется на выручку от "облаков" в районе 970 млн рублей и общую выручку 2,4 млрд рублей.
Основной конкурент — сеть дата-центров Selectel — уже несколько лет делает ставку на продажу облачных сервисов. Другой крупный игрок, Linxdatacenter, по данным аналитиков, планирует стратегию давления на рынок. Вопрос в том, будет ли рынок облачных услуг в РФ развиваться согласно довольно оптимистичному прогнозу Forrester: там прогнозируют рост с 22,61 млрд рублей в 2016-м до 58,33 млрд рублей в 2020-м — больше чем вдвое.
В IKS-Consulting считают, что резкого "облачного взрыва" не будет: "Мы как-то опрашивали корпорантов и коммерсантов, плюс участников нашей конференции Digital Transformation. И такого, чтобы все в IaaS (IaaS — инфраструктура как услуга, те же "облака". — Ред.), не наблюдали".