Мечта о небоскребах. Как создать успешный бизнес на сверхконкурентном и сложном рынке

У Николая Рындина, владельца компании «ПетроПроект», высокая, монолитная и многоэтажная цель. Пока что он заложил неплохой фундамент — закрепился на высококонкурентном рынке.
Автор фото: Антон Ваганов
У Николая Рындина, владельца компании «ПетроПроект», высокая, монолитная и многоэтажная цель. Пока что он заложил неплохой фундамент — закрепился на высококонкурентном рынке.
Автор фото: Антон Ваганов

Николай Рындин (32 года) уже пятый год развивает бизнес на сверхконкурентном и сложном рынке: его компания "ПетроПроект" проектирует объекты, согласовывает, занимается строительным контролем и вводом в эксплуатацию. Работы фирмы знакомы всем: она проектирует супермаркеты X5 Retail Group.

Прежде чем открыть свой бизнес, Николай Рындин 9 лет проработал в крупных петербургских строительных компаниях, вырос до должности главного инженера. Компанию "ПетроПроект" молодой человек создал вместе с однокурсником в 2012 году. "К тому времени у меня уже был опыт и понимание, что в проектировании я могу решать гораздо более интересные задачи, чем мне поручают, — объясняет молодой человек. — Мне хотелось не выполнять узко поставленные задачи, а вести объект полностью".
Параллельно с основной занятостью Николай работал на фрилансе: это позволило ему, во–первых, оценить свои силы, а во–вторых, набрать пул заказчиков.
Уже в первый год работы фирма спроектировала объекты малоэтажного строительства для частных заказчиков и многоквартирный жилой дом. "Новичку выйти на рынок несложно, но надо понимать, что там очень высокая конкуренция", — отмечает Николай.
Стартовый капитал составил около 200 тыс. рублей, большая часть денег ушла на приобретение допуска СРО, необходимого для проектных компаний. "Бизнес этот не продвигается ни в соцсетях, ни холодными звонками, своих клиентов небольшие компании на таком рынке находят по рекомендациям, — говорит Николай. — Все друг друга знают, поэтому и цена ошибки велика".

Торговля — двигатель

Сейчас "ПетроПроект" полностью принадлежит Николаю: партнер вышел из бизнеса в 2014 году. Фирма оказывает услуги по проектированию, согласованию и строительному контролю, предоставляя, таким образом, полный комплекс услуг для строительного рынка.
До 80% дохода приносит проектирование и согласование объектов ретейла. Но Николай мечтает проектировать и строить небоскребы и верит, что через 10 лет займется и высотным строительством. "Проектирование — это мое призвание. У меня профильное образование. Это то, что я знаю и люблю, — подчеркивает бизнесмен. — Мне нравится, что эта работа — созидательная: по нашим проектам строятся здания, в которых люди будут жить и растить своих детей".
Оборот компании за 2016 год превысил 12 млн рублей. Компания работает по всей стране, в том числе в Центральном округе и на Дальнем Востоке, в Республике Крым, но чаще всего выполняет заказы на Северо–Западе. Среди заказчиков — небольшие строительные фирмы, госкомпании, нефтяники, промышленники, ретейлеры, в том числе X5 Retail Group.
Топ–менеджеры компании, руководители проектов находятся в штате компании "ПетроПроект", остальные специалисты работают на аутсорсе и привлекаются под каждый конкретный проект.
В год компания проектирует и согласовывает документацию на строительство трех–четырех крупных объектов и около 20 объектов в сфере ретейла. "На то, чтобы спроектировать и согласовать проект жилого дома площадью 15 тыс. м2, уходит 9 месяцев, — уточняет Николай. — Объект ретейла получается быстрее: за 3–4 месяца". Конкурировать приходится не только с проектными фирмами, но и с проектными отделами внутри крупных стройкомпаний (такие имеют, например, "Главстрой", Setl City): в последнее время застройщики все чаще открывают свои проектные отделы.

Когда клиенты мельчают

Проектный рынок зависит от строительного, поэтому переживает нелегкие времена. За последний год он упал минимум на 10%: количество строящихся объектов уменьшилось и продолжает сокращаться. Кроме того, в 2014 году поубавилось число небольших строительных компаний — основных клиентов проектных бюро.
"Сделать рывок из небольшой проектной компании в среднюю или крупную очень сложно, — признает Николай. — Для этого в тебя должен поверить крупный заказчик. Но такие заказчики привыкли обращаться в большие проектные институты с впечатляющим годовым оборотом и штатом сотрудников, но также и с высокой стоимостью работ".
По мнению Николая, молодые проектные компании могут конкурировать с гигантами ценой: они оптимизируют расходы за счет "современного подхода к управлению проектами".
Владелец "ПетроПроекта" рассматривает в качестве одного из вариантов развития привлечение инвестора или вступление в группу компаний, не имеющих собственного проектного бюро.
Проектных компаний в Петербурге наберется больше 1 тыс., монополистов нет, но рынок держат около десятка крупных архитектурно–проектных студий, которыми руководят известные архитекторы, например "Григорьев и партнеры", "А. Лен" Сергея Орешкина, "Евгений Герасимов и партнеры".
Объем услуг проектирования в РФ оценивается в 150 млрд рублей, из них 30% приходится на Северо–Запад.