Петербургский фармхолдинг "БСС" решил выйти на IPO после 2020 года

Автор фото: Сергей Коньков
Автор фото: Сергей Коньков

Фармхолдинг "БСС" планирует через 3-4 года выйти на IPO. На первом этапе компания хочет разместить от 16 до 24,9% акций компании. Привлеченные средства нужны для расширения бизнеса.

Фармхолдинг "БСС" начинает подготовку к размещению на бирже. "При соблюдении намеченной стратегии развития "БСС" выйдет на биржу не ранее чем через 3-4 года", — говорит Эдуард Захрабеков, президент и владелец фармхолдинга "БСС". По его словам, площадка для размещения будет выбрана на предварительном этапе вместе с андеррайтером, с которым БСС будет сотрудничать. На первом этапе БСС планирует разместить от 16 до 24,9% акций компании. Сумма размещения будет определяться исходя из оценки стоимости компании.
По оценке RNC Pharma, сейчас стоимость всей компании составляет от 5 млрд до 7 млрд рублей, соответственно, в зависимости от размера пакета акций, компания может привлечь от 0,8 млрд до 1,8 млрд рублей. Оценка ИК "ФИНАМ" оптимистичнее: компания может стоить 21 млрд рублей, а в случае успешного IPO БСС может рассчитывать привлечь до $200 млн. Наиболее целесообразно размещение на Московской фондовой бирже, считают в ФИНАМ.

Аппетиты растут

Как рассказал Эдуард Захрабеков, средства планируется направить на развитие холдинга: открытие распределительного центра с конвейерной линией в Москве, запуск новых филиалов, расширение аптечной сети, развитие производства. Сейчас у компании 12 филиалов и 77 территориальных офисов продаж, сеть из более чем 230 аптек "Алоэ".
Холдинг "БСС" занимает седьмое место в топ-10 российских фармдистрибьюторов с долей рынка 3,79% в 2016 году. По данным компании, ее оборот в прошлом году составил 44,3 млрд рублей с НДС, на 31,4% больше по сравнению с показателем 2015 года. Компания год назад объявляла о намерении войти в пятерку крупнейших дистрибьюторов до 2019 года, вложив в развитие 1 млрд рублей собственных средства и банковских займов в равных долях. Очевидно, дальше компания решила развиваться на средства от IPO.
"Фармсектор — один из наиболее стабильных секторов российской экономики, кризис это лишний раз подтвердил. Актив потенциально интересный, — говорит Николай Беспалов, директор по развитию RNC Pharmа, — дистрибьюторский сегмент последние 2 года бурно развивается, если упустить время, нагнать компании-лидеры будет почти невозможно". Одновременно он отмечает, что рентабельность дистрибьюторов довольно низкая, а по уровню диверсификации БСС уступает, например, "Протеку", что может уменьшить количество потенциальных интересантов.
"Компания привлекательна, пока показывает высокие темпы прироста, но их сложно выдержать в течение нескольких лет", — говорит Ярослав Кабаков, заместитель генерального директора ИК "ФИНАМ". По его словам, темпы роста могут сохраняться при условии господдержки отрасли в рамках стратегии импортозамещения.

Почему не кредит

Выбор IPO в качестве инструмента привлечения средств на развитие эксперты объясняют недоступностью кредитов и желанием собственника подчеркнуть прозрачность бизнеса. "Доступ к заемным средствам подорожал, банки требуют серьезных гарантий, в итоге получить кредит стало сложнее и дороже", — говорит Беспалов. Плюс выход на биржу — это еще и важный имиджевый шаг, который привлекает к компании внимание, демонстрирует прозрачность структуры. "В ходе IPO, помимо прочего, владелец узнает, в какую сумму рынок оценивает его бизнес. В случае когда владелец расстается не с бизнесом целиком, а лишь с 15-25%, эта информация довольно ценная, при этом контроль остается у владельца", — отмечает Ярослав Кабаков. На фармрынке случаев IPO немного, но они довольно успешные. "IPO фармацевтических компаний на российских площадках в прошлом были крупными, — говорит Ярослав Кабаков. — В 2007 году "Фармстандарт" в ходе IPO привлек $880 млн, а "Протек" в 2010 году — $400 млн".