Вечно молодые. Главные рекорды возрастных российских футболистов

 

В гимне "Локомотива" есть строка: "Мы крепли много лет". Можно даже назвать эти годы — с 1999–го по 2006–й команда два раза становилась чемпионом страны, 3 раза выигрывала серебро, 2 раза приходила третьей. За последующие 10 лет — лишь одна бронза. Когда генеральный директор "Лиги–ТВ" Илья Геркус сменил Ольгу Смородскую на посту президента "Локомотива", стало понятно, что побед, может, и не будет, но с точки зрения маркетинга и пиара клуб будет всегда на виду. И действительно, последовали крепкие ходы: главным тренером был назначен 69–летний Юрий Палыч Семин, кумир болельщиков и творец главных побед, команду усилил защитник Борис Ротенберг. Решения эффектные, заставившие говорить про клуб, но пока не принесшие спортивного результата. "Локомотив" под руководством любимого тренера сидит в нижней части таблицы (занимает 10–е место), а перспективный новичок пока не сыграл за свой новый клуб ни одного матча. Зато в зимнее трансферное окно в последние дни дозаявок контракт до конца сезона с "Локомотивом" подписал игрок, который сыграет абсолютно точно. Пусть 5 минут, но на поле он выйдет. Именно ради этого был заключен контракт до конца сезона с бывшим капитаном команды — 43–летним Дмитрием Лоськовым. И не беда, что он закончил с карьерой футболиста еще в 2013 году. Все это шоу разыграно лишь для одного: сыграв хоть 1 минуту в матче чемпионата, Лоськов опередит Семака по количеству сыгранных сезонов (у обоих пока по 19), а выйдя на поле еще 3 раза — опередит и по количеству проведенных матчей.
Ну и остальное — интервью, автографы, фотосессии, календари, можно выпустить шарфики с фамилией и номером легенды клуба, кружки с его портретом. При этом все понимают, что выход на поле 43–летнего игрока — чисто символический жест только ради рекорда. Для прощания с игроком существуют прощальные матчи, а Лоськов ушел из команды 4 года назад не так, чтобы можно было такой матч провести.
Если же плодить рекорды и дальше, то можно продлить контракт и выпустить Лоськова в следующем году, тогда он станет самым возрастным игроком, побив рекорд Анатолия Давыдова, который в 1997 году сыграл за "Зенит" в возрасте 43 лет и 295 дней. Так новый и энергичный президент "Локомотива" сможет всем рекордам дать гордое имя железнодорожного клуба.
А вот побить главный рекорд, зафиксированный даже в Книге рекордов Гиннесса в 2005 году, Лоськову вряд ли удастся. Именно тогда президент клуба "Газовик–Газпром" Владимир Тумаев вышел на поле в составе своего клуба в возрасте 58 лет. Пользуясь властью и авторитетом президента клуба, он бы играл и дальше, если бы Николай Толстых, тогда руководитель ПФЛ, заявив, что "у нас профессиональная лига", не вычеркнул вечно молодого президента клуба из заявки.
Тумаев вообще личность неординарная. Он рассказывал, что еще в 1996 году глава "Газпрома" Рэм Вяхирев в случае выхода "Газовика" в Премьер–лигу обещал сделать ставку именно на клуб из Ижевска, купить трех игроков европейского уровня, выйти в еврокубки. Тогда до выхода не хватило трех очков, и кто знает, если, конечно, это правда, может, и был бы суперклуб в Ижевске, где играли бы Халк с Витселем.
Другая история тоже известна только со слов самого рекордсмена: якобы в свое время гендиректор "Лентрансгаза" Сергей Сердюков приглашал Тумаева в клуб на должность президента "Зенита". И Тумаев как патриот "Газовика" отказался.
Ведь еще в 1988 году он, будучи руководителем удмуртского дочернего предприятия "Газпрома" "Спецгазавтотранс", стал генеральным директором, президентом, а потом и игроком клуба, дебютировав в возрасте 43 лет — именно столько сейчас Дмитрию Лоськову.
Авторитет президента "Газ–Газа" подтвержден документально: однажды съемочная группа НТВ сняла обращение президента клуба к своим игрокам: цензурных слов там было немногим больше, чем всех остальных.
В 2012 году он баллотировался в президенты РФС, но сказался больным, на конференцию не приехал и в первом туре не получил ни одного голоса. Тогда победил тот самый Николай Толстых, который и прикрыл карьеру Тумаева как игрока. Все–таки Николай Александрович плохо разбирался в маркетинге. Ведь какие новые перспективы открывались для клубов: можно было бы не только бить все новые рекорды, но и заявлять футбольных туристов — по типу туристов космических. За определенную плату в конце игры на несколько минут на замену могли бы выпускать любого желающего, заплатившего по прейскуранту: сколько минут, отдельная доплата за право пробить штрафной, еще наценка, если будет возможность пробить пенальти.