Терки "Газпрома". Газовый монополист добился в суде права на бренд "Лахта центр"

Суд по интеллектуальным правам России удовлетворил шесть исков "дочки" "Газпрома" АО "МФК Лахта центр" к Роспатенту и признал незаконными отказы в регистрации товарного знака "Лахта центр". Отказ был связан с наличием таких же уже зарегистрированных знаков, но "Газпром" до суда договорился с правообладателями. Теперь монополист готовит к запуску в продажу сувенирную продукцию с этим брендом, в том числе терки в виде небоскреба.

На прошлой неделе Суд по интеллектуальным правам РФ удовлетворил пятый иск АО "Многофункциональный комплекс Лахта центр" (МФК "Лахта центр", входит в холдинг "Газпром нефть") к Роспатенту о признании незаконным отказа в регистрации товарных знаков Lakhta Center и "Лахта центр" в разных вариантах написания. Заявки на регистрацию знаков структура "Газпрома", возводящая всем известный небоскреб в Лахте, подала еще весной 2016 года, но неожиданно получила отказ. Экспертиза "Роспатента" выявила в своей базе наличие похожих до степени смешения знаков "Лахта" и "Lakhta", принадлежащих ООО "Дорстройтрест М" (владеет бизнес-центром "Лахта" класса B+ площадью 31 тыс. м2  на улице Оптиков, 4) и АО "Растро" (завод строительных смесей в Большой Ижоре).
"Между АО "МФК "Лахта центр" и ЗАО "Растро", ООО "ДОРСТРОЙТРЕСТ-М" были заключены соглашения о сосуществовании товарных знаков, в соответствии с условиями которых правообладателями предоставлено безотзывное и бессрочное согласие на регистрацию наших товарных знаков. В силу достигнутой сторонами договоренности указанные соглашения являются безвозмездными", — рассказали "ДП" в пресс-службе "Лахта-центра". По их словам, по итогам судов возражения компании на решения о государственной регистрации товарных знаков направлены на повторное рассмотрение в Роспатент.

Терки за знаки

Между тем товарные знаки "Лахта центру" были очень нужны: как раз в 2016 году газпромовская "дочка" начала подготовку к запуску в широкую продажу сувенирной продукции со своим брендом, чтобы, во-первых, популяризировать свой объект, а во-вторых, открыть доходную статью еще до начала сдачи в аренду площадей. В ноябре прошлого года "Лахта центр" провел конкурс среди дизайнеров и архитекторов на разработку сувениров. Участники предложили сделать флешки из стекла и бетона, футболки, сумки, кружки, а также зонтики, на которых "Лахта центр" вписан в ряд исторических достопримечательностей Петербурга: Дворцового моста, Петропавловской крепости, Исаакиевского собора и Дома Зингера. Пожалуй, самый запоминающийся сувенир — терка в виде башни "Лахта центра". На фотографии прототипа показано, что на ней можно тереть пармезан.
"Молодежная аудитория — это кладезь идей, мы проводим различные конкурсы, чтобы черпать их. В прошлом году мы проводили конкурс на идеи для сувениров. Теперь мы, скорее всего, будем отдавать их для детальной проработки в дизайнерские агентства. Очевидно, что этот год будет посвящен в том числе и разработке сувенирной продукции, но какие именно из предложенных идей будут реализованы и когда точно, пока сказать не могу", — рассказали в пресс-службе "Лахта центра", добавляя, что какие-то сувениры могут появиться еще до окончания строительства комплекса.

Перетерли-порешали

"Лахта центр" не афишировал свой конфуз в Роспатенте, но приложил все усилия для скорейшего его исправления. В Суд по интеллектуальным правам поступили иски: от "Газпром нефти" к "Дорстройтресту-М" о досрочном прекращении защиты товарного знака, а к Роспатенту — об оспаривании отказов в регистрации. В декабре 2016 года первый иск был отозван, а в заседания по другим пяти искам принесли письма "Растро" и "Дорстройтреста-М" об отсутствии с их стороны возражений против регистрации "Газпромом" знаков "Лахта центр".
"Действительно, Роспатентом по результатам рассмотрения ряда возражений, поданных  АО "Многофункциональный комплекс "Лахта центр" были приняты решения об отказе в регистрации в качестве товарных знаков обозначений со словесными элементами "Лахта центр" для части заявленных услуг.  Решения Роспатента были мотивированы тем, что для этих услуг заявленные обозначения являются сходными до степени смешения с рядом товарных знаков, зарегистрированных ранее, на имя иных лиц в отношении однородных услуг", - рассказал "ДП" Алексей Сычев, замначальника отдела судебного представительства Федерального института промышленной собственности (подведомственное учреждение Роспатента). По его словам, спор был урегулирован соглашением всех заинтересованных сторон: "Важно отметить, что по одному из дел согласие от правообладателя противопоставленного товарного знака было представлено в период рассмотрения возражения в Роспатенте, которое было учтено и товарный знак был зарегистрирован Роспатентом без оспаривания решения в судебном порядке".
Как рассказал коммерческий директор "Растро" Кирилл Кашлик, который вел переговоры с "Газпромом", его компания давно работает с монополистом и его структурами, поставляя им стройматериалы, поэтому ссориться из-за бренда ей было не резонно: "Наше соглашение носило безденежный характер, мы просто подписали его в знак сохранения дружественных отношений. Тем более, что те классы товаров, на которые они регистрируют бренды, с нами не имеют никаких пересечений".
Управляющий бизнес-центром "Лахта" компании "Дорстройтрест-М" Анатолий Поединцев рассказал, что представители "Газпрома" приезжали к нему в офис в конце прошлого года. "Они сами были инициаторами как судебных разбирательств, так и внесудебного урегулирования, — рассказал топ-менеджер. — Они приехали к нам в офис, мы сели за стол и обо всем договорились. Мы не против их стройки и их названия, они не против, чтобы мы продолжали использовать бренд "Лахта" в дальнейшем". По его словам, бизнес-центр "Лахта" был построен и назван так еще в 2007 году, когда "Газпром" еще только планировал строительство небоскреба на Охте, называл его "Охта-центром" и о Лахте даже не помышлял. Поэтому подозрений в интеллектуальном рейдерстве (регистрации бренда с целью шантажа) он вызывать точно не может.