Ярмарочный пирог делят в Петербурге по-новому

Автор фото: Ваганов Антон
Автор фото: Ваганов Антон

Городской закон о ярмарках должен был вступить в силу с 1 марта, но его отложили на 2 месяца, а тем временем участники рынка объемом 20 млрд рублей используют паузу, чтобы заново поделить сферы влияния на этом рынке.

Городской закон о ярмарках был принят в 2015 году и должен был вступить в силу с 1 марта 2017 года. Но в феврале неожиданно выяснилось, что закон требует серьезной доработки: председатель комитета по законодательству ЗС Петербурга Денис Четырбок создал для этого рабочую группу. Как он рассказывает, цель группы — убрать нестыковки закона о ярмарках с другими действующими законами. Нестыковки появились из-за того, что закон приняли 2 года назад и с тех пор порядок предоставления земельных участков изменился.
Что меняется
Например, по проекту закона о ярмарках органы государственной власти могут их организовывать, но включать ярмарки в схему нестационарной торговли, что было обязательным прежде, теперь не требуется. Участки в схеме предназначены только для аренды их юрлицами или ИП, но не органами власти. Кроме того, в действующей редакции закона написано, что конкурс на оказание услуг и организацию ярмарки проходит по 44–ФЗ (о госзакупках), а ярмарка такой закупкой не является, в данном случае орган власти — не покупатель, а оператор. "Мы обязательно успеем все поправить к 1 мая, к началу лета, когда начнется активная торговля овощами и фруктами, — обещает Денис Четырбок. — К концу марта внесем проект в Законодательное собрание, в апреле примем, других вариантов у нас нет".
Ранее по закону ярмарки могли проводить районные чиновники, которые сами выбирали администратора ярмарки. Администратор раздавал торговые места в аренду предпринимателям. Одно место на ярмарке стоит от 5–6 тыс. до 12 тыс. рублей в день. В городе одновременно проходило по 16–18 ярмарок, а общий объем рынка эксперты оценивали в 20 млрд рублей. При этом предприниматели жаловались на коррупцию при выборе оператора, намеренное оттягивание принятия закона, регулирующего отрасль. А также на множество нелегальных ярмарок, которые вообще никак не регистрируются, а просто появляются и исчезают.  
После вступления в силу нового закона, по плану Смольного, большую часть ярмарок будет контролировать государственный Центр контроля качества товаров и услуг (ЦКК). Центр должен построить ярмарочные "домики" и сдавать бизнесу по ставке, которая, обещали в Смольном, будет ниже рыночной цены. Но денег на строительство домиков, признаются чиновники, в бюджете пока нет, поэтому придется искать не только операторов ярмарки, но и частного инвестора.
"В этой деятельности самое главное — расположение, — рассуждает исполнительный директор НП "Союз малых предприятий" Владимир Меньшиков. — Так что, если места будут хорошие, власти найдут и инвесторов, и операторов. А если нет — то даже по льготной ставке сдать их будет невозможно".
Танцуем неделю
Владимир Меньшиков добавляет, что, хотя до 1 марта проведение ярмарок было запрещено КРППР, они и сейчас спокойно работают в разных районах.
Особенно активизировалась такая торговля во время Масленицы, в последние дни февраля. "Домики" и палатки заработали в самых проходимых местах: на Малой Садовой торгуют сувенирами, колбасой и блинами, похожий ассортимент представили на 6-7-й пешеходных линиях Васильевского острова, в Невском, Приморском и Калининском районах. Оказывается, как рассказывают эксперты, в некоторых случаях ярмарки теперь просто стали называться фестивалями. Районные администрации имеют полное право проводить культурные мероприятия на своей территории.
"Фестивали у нас в городе обычно однодневные, — рассуждает депутат Ирина Иванова, — а эти домики и палатки стоят как минимум неделю. Так что, танцуем неделю?" Ирина Иванова, которая является членом комиссии ЗС по экономике, промышленности и предпринимательству, говорит, что хочет также прояснить вопрос, почему в ожидании поправок в закон ярмарочная торговля так оживилась в городе.
Предприниматель Павел Краев, чье ООО "Велес" было оператором нескольких ярмарок, печально резюмирует: закон о ярмарках искусственно откладывали на 2 года. "Теперь отложили еще на 2 месяца. Потом еще отложат, — уверен он. — А дело в том, что зарабатывают на ярмарках в городе всего несколько человек. В их интересах все и делается".
Под ярмарки в городской схеме размещения временной торговли сейчас выделено 97 участков. Самые привлекательные места, считает бизнес, уже забронированы ЦКК. До принятия закона, в 2016 году, по данным реестра КРППР, в Петербурге прошла 751 ярмарка.