Как прошла "Биржа стартапов" № 26

Автор фото: Беликов Валентин
Автор фото: Беликов Валентин

На февральской, 26-й по счету "Бирже стартапов" инвесторы увидели высокобелковое мороженое, инновационные кошельки, корректор осанки, дома из контейнеров, технологию охлаждения турбин и приложение, способное генерировать общий чат для участников любого городского события. Двум из шести проектов улыбнулась удача: ими заинтересовался инвестор и президент "ЭГО-Холдинга" Александр Кашин.

На "Бирже стартапов" №26 сразу двум из шести проектов улыбнулась удача. Проект New Wallet со второй минуты своего представления заручился поддержкой президента "ЭГО-Холдинга" Александра Кашина. Бизнесмен позвал за стол переговоров основателей проекта, выразил свое желание помочь проекту быстро масштабироваться и передал им свои контакты, объяснив остальным членам жюри, что он как минимум готов заказать у стартапа большую партию корпоративных подарков.
Второй проект, касающийся технологии охлаждения турбин, также заинтересовал бизнесмена: встреча стартапа с потенциальным инвестором состоялась буквально на следующий день после мероприятия, ее результаты будут известны через месяц.

Сласти для здоровья

"Биржа стартапов", которая по традиции уже третий год проходит в ресторане "Рыба", в этот раз началась со сладкого. Кирилл Казаринов представил на суд 14 членов жюри проект высокобелкового мороженого ProIce, которое не только непортит фигуру, но и, наоборот, полезно для тех, кто заботится о своем питании. Проект внимательно слушали Александр Кашин, президент «ЭГО-Холдинга», Алексей Фурсов, президент «Евразия Холдинга», Анна Гуревич, заместитель директора инвестиционной дирекции ПАО "Банк "Санкт-Петербург", Алексей Комаров, представитель Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), Андрей Соколов, генеральный директор АО "Технопарк Санкт-Петербурга", и другие.
Чтобы инвесторы смогли убедиться в привлекательности инвестиционного предложения, команда стартапа угостила каждого бизнес-ангела своим высокобелковым мороженым, однако попробовали его не все. Те же, кто попробовал, подтвердили, что на вкус продукт похож на обычное питание для спортсменов, стилизованное под мороженое. Проект запущен в декабре 2016 года, сейчас у компании уже есть первые продажи, отметил представитель стартапа.
Целевая аудитория ProIce — спортсмены, диабетики и люди, следящие за своим весом. Благодаря уникальной технологии производства, придуманной внутри стартапа, мороженое не содержит сахара и не вредит фигуре. Сейчас мороженое готовится в домашних условиях. Стартапу требуется 4 млн рублей, чтобы запустить в производство первую партию. Инвестору команда предлагает до 40% компании.
Инвестиции, по планам основателей, должны вернуться инвестору через 10 месяцев. В команде проекта есть технолог и специалист по логистике. СЕО стартапа имеет успешный опыт привлечения инвестиций в свой предыдущий проект в сфере инфобизнеса. Подробнее о стартапе можно узнать здесь.
"Хороший продукт, по вкусу напоминает спортивное питание. Холодный сладенький белок. Целая линейка фитнес-клубов захочет при правильной подаче поставить вас на полку. Вы понятный продукт, но, увы, упустили свой шанс — перед вами на "Бирже стартапов" сидел Алексей Фурсов, владелец сети "Фитнес Хауз", и вы даже не сделали попытку распространить свою продукцию в его клубах в тестовом режиме", — заметил Андрей Соколов, генеральный директор АО "Технопарк Санкт-Петербурга".
"Вы взяли очень узкий сегмент и в нем низкомаржинальный пищевой продукт. Вам нужно продавать очень много мороженого в день, чтобы вы смогли платить зарплату, но сейчас нет уверенности, что у вашей команды это получится", — обратился к проекту постоянный член жюри "Биржи стартапов" Михаил Раяк.
"Я инвестиционной привлекательности проекта пока не вижу. Верю, что развить такой стартап можно и на потребительский кредит. Надо начать продавать, потом прийти на "Биржу стартапов" и сказать: дорогие инвесторы, мы продаем 5 тыс. единиц мороженого в месяц, и нам нужно масштабировать этот бизнес", — уточнил Михаил Гаврилов.

Морские домики

Вторым выступил Владимир Новиков со своим проектом "Домконт". Стартап запущен в третьем квартале 2016 года и предполагает строительство домов, гостиниц, офисов и торговых центров из бывших в употреблении морских контейнеров.Такое строительство уже пользуется популярностью за рубежом, в частности в Англии и США: здания возводятся быстро, выглядят красиво и необычно, стоят дешевле обычных.
"При толщине стены всего 10-12 см, а пирог стены включает сталь контейнера, брус, ППУ, сети и обшивку (ГКЛ, OSB, фанера – по желанию заказчика), теплопроводность такой стены примерно соответствует 30 см дерева, 80 см газобетона, 1,5 м кирпича или 3 м бетона", — уточнил Владимир Новиков.
В технологии "Домконт" используются в основном б/у высокие морские контейнеры, из которых получаются просторные помещения с высотой потолков в среднем 2,65 м. Длина 40-футового контейнера составляет около 12 м, ширина — немного менее 2,5 м. Большинство планировочных решений предполагают объединение двух и более контейнеров в одно общее большое помещение, так, например, сдвоенные 40-футовые контейнеры образуют зал площадью около 60 м2.
Команда уже провела тестовые продажи, нашла поставщиков материалов и сейчас ищет инвестора для строительства прототипа дома для потенциальных покупателей и запуска продаж. В проект вложено 600 тыс. рублей. У основателей есть 10-летний опыт в бизнесе в другой сфере. Сейчас проекту нужны 11,5 млн рублей, команда предлагает инвестору до 49% компании и обещает вернуть деньги через 3 года с доходностью 25% годовых. Подробнее о проекте можно узнать здесь.
Основатель проекта уже продал несколько предыдущих стартапов, в частности сеть интерьерных магазинов Mesto, интернет-биржу готового бизнеса business-broker.ru. До того как заняться новым проектом, возглавлял ряд инвестиционно-финансовых компаний в СПб (УК «ПАМ», УК «ЦУК», ИГ «Эволюция»).
Мнение жюри о будущум этого стартапа разделились: одни бизнес-ангелы советовали забыть об этой идее, другие, наоборот, активно поддерживали. Алексей Фурсов, например, выразил сомнение, что потенциальные покупатели захотят жить в контейнерах. Но бизнес-ангел и глава CFD Group Александр Гаврюшенко горячо ему возразил, объяснив, что контейнерное домостроение существует на рынке загородного строительства уже не один год и такая проблема перед его операторами не встает. Он посоветовал стартапу обратиться к компании-застройщику и договориться с ней о партнерстве и не действовать в одиночку.
"Рынок очень нишевой, на мой взгляд, это скорее история единичных заказов, — отметил Михаил Гаврилов. — Об инвестициях в этот проект можно говорить только после того, когда у проекта будет стадия расширения бизнеса, а не запуск, как сейчас".

Правильная осанка

Строительную тему сменила медицинская. Ученый Яков Гольдберг продемонстрировал инвесторам собственноручно разработанный корректор осанки: он уже активно продается, но изобретатель планирует сделать следующую версию и расширить каналы сбыта. Проект «Суперосанка» кандидата медицинских наук и изобретателя (имеется более 25 патентов в разных странах) Якова Гольдберга стартовал в 2011 году.
У проекта много конкурентов в самых разных ценовых сегментах, в том числе «Мастер Осанки», Biarto, Lumo Bаck и другие. В медицинской отрасли основатель стартапа, соучредитель НПО «Интерактивная Медтехника», «Суперосанка» и «Медприбор-21», работает более 30 лет.
Сегодня команде требуется 19 млн рублей на создание следующей версии продукта и масштабирование, в стартап вложено 4,8 млн рублей. Инвестору предлагается до 50% компании. Подробнее о компании можно узнать здесь.
Анна Гуревич, заместитель директора инвестиционной дирекции ПАО "Банк "Санкт–Петербург", захотела протестировать представленное изобретение. Члены жюри поддержали стартап, однако не стали в него вкладываться: во-первых, слишком конкурентный рынок, во-вторых, проект, пусть и медленно, может развиваться и на свои оборотные средства, уточнили бизнес-ангелы.
Алексей Комаров, представитель ФРИИ, посоветовал не предлагать следующему инвестору такую большую долю в проекте: "Инвесторы понимают, что, отобрав на такой стадии, как у вас, такую большую долю в стартапе, тем самым они отнимают у себя же шансы на успех: ведь мотивация основателя проекта в этот момент значительно падает".

Кошелек и креатив

После Якова Гольберга на "Бирже стартапов" выступили братья-близнецы Михаил и Алексей Леонтьевы. Предприниматели, прежде чем начать разговор с инвесторами, раздали каждому члену жюри свою продукцию: супертонкие дизайнерские кошельки и обложки на паспорт.
Молодые бизнесмены открыли компанию New Wallet в 2014 году, это не первый их бизнес: до этого они держали тир в Анапе, продавали мопеды из Японии, наклейки на цветы и занимались другими проектами. Компания производит в Петербурге кошельки из материала, сочетающего в себе характеристики пленки, бумаги и ткани: не боится воды, очень тонкий и легкий.
Их продукция продается в 100 магазинах России, в том числе в "Лавке художника", Freedom Store и 21Shop. За 2 года работы стартапу удалось продать более 20 тыс. кошельков и увеличить оборот компании в 12,5 раза — с 400 тыс. до 5 млн рублей в год. За счет уникальных дизайнерсикх принтов кошельки пользуются спросом у молодежи.
"Мы считаем, что кожаный кошелек, как идея, уже устарел. Мы хотим показать миру, что кошелек может быть красивым, легким, стильным и помогать его хозяину проявлять индивидуальность", — рассказал Михаил Леонтьев.
Стартовый капитал новой компании составил 100 тыс. рублей — столько стоило изготовление первой коллекции кошельков (200 штук). Сегодня в бизнес вложено 3,8 млн рублей. Деньги от инвесторов в размере 5 млн рублей команде проекта нужны для того, чтобы расширить производство кошельков и увеличить продуктовую линейку за счет рюкзаков, картхолдеров и додждевиков. Инвестору предлагают не долю в компании: создатели стартапа обещают, что через полгода вернут инвестору и инвестиции, и 20% от этой суммы сверху.
Стартапом буквально с первых минут выступления заинтересовался Александр Кашин. "Это лучший из всех проектов, что я в течение 3 лет наблюдал на "Бирже стартапов", — безапелляционно заявил он. После такой характеристики остальные бизнес-ангелы стали слушать выступление близнецов еще внимательнее.
"Не очень понимаю, зачем вам деньги. Развивайтесь на оборотные средства", — отметил кто-то из инвесторов.
"Они хотят быстрее завоевать рынок, я очень их понимаю", — защитил проект президент "ЭГО-Холдинга". Он сразу назначил братьям встречу.
"Это хороший проект. Мы с удовольствием возьмем контакты и передадим их в наш отдел маркетинга, мне кажется, это интересный подарок для наших корпоративных клиентов", — поддержал стартап Михаил Гаврилов, директор по развитию ПАО "Банк "Санкт-Петербург".
Подробнее о проекте можно узнать здесь.
"Создатели проекта четко понимают, как себя преподнести. Они волновались, переживали, сбивались и нервничали, но донесли свое ценностное предложение и были услышаны: понимают свой рынок, своих конкурентов и зачем им нужны деньги, как им масштабироваться. У них нет иллюзий и есть продажи", — похвалила проект Елена Силинская, директор по развитию венчурного фонда iDealMachine.
"Мне очень понравилась подача, дизайн и сама упаковка: фантастическое качество для российского рынка", — отметил Владимир Княжицкий, член Ассоциации бизнес-ангелов, генеральный директор ГК "Фаст Лейн" в России и СНГ. Однако инвестор посоветовал обратить внимание на то, что премиальный продукт на ощупь не оставляет ощущения премиальности: "По тактильным ощущением это билет с выставки. Подумайте, как улучшить этот момент, это позволит вам продавать продукцию по большей цене".
"Вы молодцы, но если вы проваландаетесь еще год, то кто-нибудь из молодых да ранних вас обойдет на повороте", — предупредил Алексей Семенов, бизнес-ангел и председатель СОБА.

Физика для бизнеса

Смог заинтересовать Александра Кашина и Алексей Колычев, создатель проекта "Термоэмиссионные турбины". В рамках конкурса GenerationS стартап уже поднял финансирование, выиграв трек TechNet акселератора GenerationS. Ученый давно занимается исследованиями в области ракет и космической техники и представил членам жюри термоэмиссионную систему охлаждения лопаток турбин и горячих элементов на новом в данной области физическом принципе газотурбинных установок и двигателей, которая позволяет поднять КПД турбин до 43-44% и увеличить их ресурс в 2-3 раза.
"Эта технология в 30-40 раз эффективнее существующих систем охлаждения и позволяет снижать стоимость разработки двигателей следующего поколения", — отметил Алексей Колычев. Впрочем, разработанная командой технология будет служить не только на рынке энергетики, но позволит также охлаждать дата-центы, микропроцессоры, прочую электронику и даже бытовую технику.
Его изобретение вошло в топ-100 лучших изобретений России в 2015 году. Стартап поддерживает отношения с НПО "Сатурн", Фонд содействия инновациям, "Сколково". Возврат инвестиций, по мнению ученого, произойдет через 2 года, в результате инвестор может заработать 30 млн рублей.
Стартап ищет 15 млн рублей, чтобы разработать демонстратор, который позволит показать технологию партнерам и послужит предсерийным образцом.
"Завтра едем на завод. Я серьезно", — подытожил выступление ученого миллиардер и продиктовал стартаперу свой мобильный.
На следующий день стартапер действительно посетил завод. "Мы договорились о том, что на основе нашей технологии и с учетом предоставляемых ХК данных мы проработаем облик системы охлаждения их объекта. Результаты примерно через месяц", — рассказал "ДП" Алексей Колычев.
"Эта технология меня интересует с точки зрения охлаждения передатчиков, хотя инвестиционное предложение проекта, надо признать, составлено неадекватно, — объяснил Александр Кашин. — Я  выводил на рынок много научно-технических разработок, которые имели миллиардные обороты, но 10% в проекте мне еще никто не предлагал, Алексей Колычев первый. Это, конечно, сильное заявление. Если говорить о турбинах в самолетах, чтобы выйти на рынок, потребуется не то что 15 млн рублей, а, скорее всего, больше 15 млрд рублей и 7-8 лет минимум. Ведь везде есть свои поставщики, пускай и менее эффективные, но чтобы вместо них взяли эту технологию — это непростой путь.
"Для меня данный проект самый интересный на этой "Бирже стартапов", — обратился к стартаперу Андрей Соколов, генеральный директор АО "Технопарк Санкт-Петербурга". — Он находится на стадии pre-seed. Я хотел бы пожелать, чтобы вы не зацикливались на лопатках и турбинах: применение широкое у технологии и довольно интересное: и тепловые системы, и обратный термос, все это стоит того. Я так понимаю, что инвестор вам уже не нужен и, судя по всему, вы его уже нашли. Успехов вам".
"Человек с турбинами идет правильным путем, и его уже заметили. Большой молодец", — подхватил слова коллеги Алексей Семенов, бизнес-ангел (СОБА).

Событие тут рядом

Мобильное приложение для продвижения и поиска мероприятий. Инструмент реализован как интерактивная лента событий с прямыми трансляциями текущих мероприятий рядом с пользователем. Позволяет быстро узнать о спектаклях, концертах и других мероприятиях в соседней геолокации. Выпускник Гаагского университета Герман Доманский тестовый запуск проекта произвел в июле 2016 года на празднике "Алые паруса".
В соучредителях — Алексей Попов, владелец IT-компании Aveas Media, и Леонид Стримовский (владеет несколькими логистическими компаниями). В проект уже вложено 15 млн рублей. Сейчас команда ищет стратегического партнера для выхода в Европу и США. Инвестору стартап предлагает 20% в компании. Подробнее о проекте можно узнать здесь.
Михаил Гаврилов, директор по развитию ПАО "Банк "Санкт-Петербург", выразил общее мнение жюри: "Не ясно, в чем же главная фишка проекта. Facebook, Instagram, Snapchat двигаются в этом направлении стремительными семимильными шагами и постоянно добавляют новый функционал, который помогает и бизнесу продвигать свои продукты, и пользователям получать все больше интересных фишек. Агрегаторы социальных сетей не работают.
За последние 10 лет я слышал тысячу историй про то, как пытались делать агрегаторы всего чего угодно, в том числе мессенджеров и соцсетей. Ни один не взлетел, хоть и получал деньги. Либо появляется новая соцсеть и занимает свою нишу, либо агрегаторы умирают, потому что функционал сетей растет гораздо быстрее, чем агрегатор успевает собирать их данные".
Алексей Комаров, представитель Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), обратися к стартапу с такими словами: "Вы рано пытаетесь запустить рекламу о продукте, вам нужно для начала подтвердить ценность продукта для аудитории и получить первые продажи, а потом привлекать платный трафик. Вы находитесь в довольно классической ситуации для проекта на ранней стадии в IT-сфере: есть идея, но совершенно не ясна ее ценность, она слабо сформулирована — непонятно, кому это нужно".
"Идея, безусловно, основана на здоровых мыслях. Но современный IT-рынок устроен таким образом, что идея ничего не стоит и никому не нужна. Важно как реализовано. Google, напомню, не делал первую поисковую систему в мире и инвестиции были всего $100 тыс. Но тем не менее они стали Google. Facebook не делал первую соцсеть в мире, в этот момент уже был конкурент, который занимал колоссальную долю рынка. То же самое с Telegram. Важно и то, как будет реализовано, и то, как туда будут привлекаться пользователи. Но эти две самые важные вещи не были раскрыты стартапером, и говорить о проекте с точки зрения инвестора не получается", — отметил Владимир Княжицкий, член Ассоциации бизнес-ангелов, генеральный директор ГК "Фаст Лейн" в России и СНГ.
"Вам во ФРИИ и в iDealMachine. Только там вам дадут новое понимание проекта, которого у вас нет сейчас, — посоветовал Алексей Семенов, бизнес-ангел (СОБА). — Сейчас команде нельзя давать денег: они будут потрачены не туда".

Зарабатывайте и вкладывайте

"Большинству проектов на этой "Бирже" деньги на самом деле не нужны, — уточнил Алексей Комаров, представитель Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). — Особенно это касается двух проектов: "Корректора Осанки" и "Домконта". Безусловно, на рынке до сих пор есть инвесторы, которые хотят забрать большую долю в проекте, но, к счастью, на рынке все больше тех ангелов, которые понимают, что забирать на ранней стадии большой процент равносильно потере мотивации его основателей. И, скорее всего, проект такой не будет развиваться, а значит, инвестор потеряет деньги. Касательно Wuchats: мы в фонде видим десятки таких проектов, когда есть идея, драйв у основателей, но этого недостаточно. Необходим сегмент аудитории, который будет готов вам платить. Только после этого можно говорить об инвестициях".
"Все проекты интересны, но инвестору непонятно, куда проект собирается тратить деньги и где гарантия, что инвестор их не потеряет. Зарабатывайте сами и вкладывайте. На данном этапе это то, что нужно большей части соискателей", — заявил Андрей Соколов, генеральный директор АО "Технопарк Санкт-Петербурга".
"Когда мы смотрим проект, на первое место мы ставим команду, потом продукт. Потому что толковая команда может привлечь необходимые компетенции и найти себе и рынок, и сегмент, и поменять продукт. Это частое явление. Из всех проектов, которые я посмотрел сегодня, я понял, что команда укомплектована только в New Wallet. Мой совет всем выступающим: выпускайте на "Биржу стартапов" своего продажника. Так у вас будет больше шансов продать идею инвесторам", — посоветовал Александр Гаврюшенко, бизнес-ангел, CEO & Founder в CFD GROUP.
"Стартапы в этот раз были очень хорошие. Почти все проекты были продуктовые, и это здорово: есть что продавать. Здесь очень выделяется New Wallet: продукт должен быть такой, чтобы он продавал сам себя. Здесь были два стратегических, а не финансовых инвестора, которые готовы были встроить ваш продукт к себе, но оба ушли: надо лучше готовить подачу своего продукта", — подытожил известный бизнес-ангел Михаил Раяк.
Жюри «Биржи стартапов» №26:
1. Александр Кашин, президент "ЭГО-Холдинга"
2. Алексей Фурсов, президент "Евразия Холдинга"
3. Владимир Княжицкий, член Ассоциации бизнес-ангелов, генеральный директор ГК "Фаст Лейн" в России и СНГ
4. Михаил Гаврилов, директор по развитию ПАО "Банк "Санкт-Петербург"
5. Алексей Комаров, представитель Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ)
6. Лариса Бортникова, управляющий проектами ПАО "Банк "Санкт-Петербург"
7. Алексей Семенов, бизнес-ангел (СОБА)
8. Анна Гуревич, заместитель директора инвестиционной дирекции ПАО "Банк "Санкт-Петербург"
9. Елена Силинская, директор по развитию венчурного фонда iDealMachine
10. Андрей Соколов, генеральный директор АО "Технопарк Санкт-Петербурга"
11. Дмитрий Грозный, исполнительный редактор газеты "Деловой Петербург"
12. Максим Васюков, главный редактор газеты "Деловой Петербург"
13. Александр Гаврюшенко, бизнес-ангел, CEO & Founder в CFD GROUP
14. Михаил Раяк, инвестор.
Следующая "Биржа стартапов" состоится в конце марта. Чтобы принять участие, необходимо позвонить по номеру 89095835363 куратору проекта и рассказать о своем проекте и инвестиционном предложении инвестору. Заявки принимаются до 15 марта.