Как борьба с ложными новостями может стать страшнее самих недостоверных сообщений

Автор фото: Коммерсант

Вслед за разговорами об эпидемии фейковых новостей пришло время искать панацею от них. Идеального способа борьбы с недостоверными сообщениями пока никто так и не придумал, а некоторые методы и вовсе могут сделать борьбу с ними опаснее самих ложных новостей.

Разговоры о фейковых новостях не утихают с тех пор, как житель Северной Каролины, начитавшись сообщений в социальных сетях, утвердился в мысли, что в американских пиццериях собираются педофилы, связанные со штабом Хиллари Клинтон, устроил там стрельбу. Все это было в разгар предвыборной кампании в США - тогда по соцсетям распространялись ложные сообщения, касающиеся кандидата в президенты от демократической партии. Как выяснилось позже, распространялись они не ради того, чтобы скомпрометировать участницу предвыборной гонки, а ради кликов. Тем не менее после "Пиццагейта" (так назвали историю со стрельбой в пиццерии) о пагубном влиянии фейковых новостей говорили так много и часто, что могло показаться, будто последние изобрели как раз тогда. На самом деле, конечно, фейковые новости существуют не первый день и даже век, а то, как они выглядят сейчас, более всего напоминает традиции бульварной прессы начала XX века.
Об эпидемии фейковых новостей сначала заявила сама Хиллари Клинтон, кстати, некоторые эксперты вообще предположили, что именно ложные сообщения, распространяемые в соцсетях, помешали ей выиграть выборы. Проведенные позже исследования Стэнфордского и Нью-Йоркского университетов показали, что на результатах выборов фейки в соцсетях не сказались, забеспокоились уже не только в США. СМИ сообщили о том, что следующая "жертва" фейков -Ангела Меркель, а заодно обеспокоились судьбой будущих французских президентов - как бы и их не скомпрометировали ложные новости.

Поспорить о правде

Вслед за разговорами о вреде пришло время действий: в Facebook, наслушавшись обвинений в том, что там ничего не сделали для борьбы с распространением фейковых сообщений, решили все-таки бороться с ложной информацией. Еще в середине января там заявили, что наймут независимых фактчекеров, которые будут проверять правдивость новостей и помечать соответствующим образом недостоверные сообщения. Тогда же газета The New York Times сообщила о запуске проекта Facebook Journalism Project, созданного для борьбы с фейковыми новостями в СМИ и обучения пользователей новостной грамотности.
В середине февраля забил тревогу и глава Apple Тим Кук. В разговоре с The Daily Telegraph он отметил, что недостоверные новости губят разум людей, и призвал все высокотехнологичные компании немедленно объединиться для борьбы с этой напастью. За неделю до этого, не дожидаясь призыва Кука, объединиться ради сражения с фейками решили Facebook и Google. Компании начали сотрудничество с рядом влиятельными СМИ, чтобы помешать распространению недостоверных сообщений в соцсетях во Франции накануне выборов.
В Германии тоже уже придумали нечто подобное и решили дать пользователям возможность жаловаться на сфальсифицированные новости. После жалобы новость будет проверять независимый фактчекер, в случае если сообщение признают ложным, то прикрепят к нему пометку "спорное" и объяснят, что с ним не так.

Как вы новость назовете

Проблема фейков не обошла и Россию. В середине февраля официальный представитель МИД Мария Захарова рассказала, что ведомство тоже вскоре начнет бороться с фейковыми новостями. Она уточняла, что на сайте будет создан специальный технический раздел для разоблачения недостоверных сообщений западных СМИ, а также добавила, что к ним будут "давать первоисточники, показывать, что российская реакция на этот вопрос уже присутствовала, была опубликована и так далее".
В конце февраля соответствующий раздел действительно появился, но в нем все было совсем не так - вместо того чтобы предоставлять данные и что-то показывать, ведомство ограничилось ссылкой на материалы, картинками с огромной красной печатью Fake и сообщением, что информация не соответствует действительности.
Автор: http://www.mid.ru
Похожим образом уже пытался "бороться" с фейковыми новстями Дональд Трамп, например, просто так объявляя то или иное сообщение недостоверным. На пресс-конференции незадолго до инаугурации он даже не дал корреспондентам CNN и Buzzfeed задать вопросы.
"Ваша организация ужасна. У вас фейковые новости", - заявил он.
Позже все опросы, негативно оценивающие его деятельность, Трамп тоже назвал фейковыми, наглядно показав, что так, в общем-то, можно поступить с любой неугодной новостью. Пока высокотехнологичные компании тестируют и вычисляют идеальные методы борьбы с фейками, а политики принимаются назначать недостоверными те новости, которые им не по душе, уже становится понятно, что борьба может оказаться страшнее самой напасти. В потоке сообщений, оглашающих фейком ту или иную новость, читатели могут совсем потерять ощущение реальности и окончательно перестать отличать правду от лжи.