Марк Цукерберг провозгласил наступление то ли утопии, то ли антиутопии

 

Манифест основателя соцсети Facebook Марка Цукерберга, опубликованный в конце прошлой недели, пожалуй, самый занятный документ из появившихся за последние годы. Его стоит прочитать целиком, но и краткий пересказ впечатляет: суть в том, что сеть собирается развиртуализироваться и создавать инструменты для управления общественными процессами в реальной жизни. Построение глобального сообщества Цукерберг называет следующим шагом в развитии человечества — именно к развитию социальной инфраструктуры Facebook и планирует перейти.
Замах очень масштабный. Facebook поможет людям организовываться для решения самых разнообразных проблем, от жизни мелких локальных общин до борьбы с пандемиями. Церкви, спорт, любые союзы и объединения — все это части социальной инфраструктуры, посредством которых общества и взаимодействуют с правительствами. "Многие из наших проблем… связаны с недостатком сообществ единомышленников и связей с чем–то большим, чем мы сами… мы можем укрепить существующие физические сообщества, помогая людям собраться как в виртуальном мире, так и в реальном", — пишет Марк Цукерберг.
Facebook займется — уже приступил — фильтрацией новостных потоков, разработкой инструментов для повышения гражданской активности и созданием искусственного интеллекта, который быстро и точно будет подбирать для людей необходимую им информацию. И, конечно, новое глобальное общество "будет отражать наши коллективные ценности, только если мы будем участвовать в гражданском процессе и участвовать в самоуправлении". Facebook "в качестве крупнейшего мирового сообщества" готов взять на себя организацию коллективного принятия решений во всем мире и помочь установить диалог с властями. То, что крупнейшие мировые интернет–корпорации стали похожи на самопровозглашенные государства — с миллиардами сверхлояльных "граждан", с гигантскими неконтролируемыми бюджетами, — отмечалось давно. Однако впервые нам рассказали о своих амбициях открытым текстом сами корпорации. Если называть вещи своими именами, то это вызов всем государствам мира как форме общественно–политического устройства, заявка на разрушение монополии государств на управление людьми.
Может быть, то, о чем пишет Марк Цукерберг, действительно — следующий этап развития цивилизации. Цивилизации, которая упразднит за ненадобностью национальные государства и сделает Путина с Трампом не более чем героями комиксов, за чьими похождениями забавно наблюдать с ведром попкорна. Мы ведь не надеемся всерьез, что история завершена и на смену действующей формации никогда не придет следующая, которую старик Энгельс просто не мог предвидеть? В конце концов, может быть, так действительно будет лучше.
"Цветные революции" не были никакими "проектами западных спецслужб". Они были предвестниками того, о чем пишет Цукерберг, и спецслужбы тут лишь репейник, прицепившийся к штанине прохожего. Это "цветные революции" использовали спецслужбы для распространения своих семян.
Заглядывать в будущее всегда страшновато. Чем обернется на практике декларируемая политика глобального самоуправляемого сообщества и будет ли бескровной эта революция, неизвестно. А вдруг мы наблюдаем за рождением "Скайнета" из "Терминатора"? Откуда мы знаем, что алгоритм не злоупотребит возможностями и не станет тираном, от которого невозможно укрыться и которого невозможно свергнуть?
Манифест вполне вдохновляющий — все люди братья, все друг другу помогают. Но где–то мы уже читали один похожий вдохновляющий манифест.
Нам привычно пугать самих себя "китайским файрволом" и "железным занавесом", но выбор между диктатурой человека и жизнью под управлением системы машин — непростой выбор. Присвоение алгоритмом права на насилие не прописано в манифесте, но легко читается между строк — ведь не может быть центра силы без защитного механизма. Конечно, у описываемого будущего есть одна техническая проблема. Это будущее предполагает, что у каждого человека должен быть выход в Интернет и аккаунт в Facebook. Что будет с теми, у кого такого аккаунта, допустим, нет, страшно подумать.