Робот, слушай сюда. Петербургские бизнесмены создают виртуального ассистента для CRM–систем

Михаил Досов, совладелец компании Enot, предлагает бизнесменам снабдить своих менеджеров виртуальными помощниками: исполнительными, неприхотливыми и понятливыми.
Автор фото: Андрей Дорожный
Михаил Досов, совладелец компании Enot, предлагает бизнесменам снабдить своих менеджеров виртуальными помощниками: исполнительными, неприхотливыми и понятливыми.
Автор фото: Андрей Дорожный

Пeтербургские предприниматели из компании Enot на деньги госгранта "Старт" создают виртуального ассистента для CRM–систем. Разработка стоимостью 15 млн рублей по плану окупится через 18 месяцев после выхода продукта на рынок и будет приносить создателям более 10 млн рублей выручки ежегодно.

Совладельцы компании Enot Михаил Досов (30 лет) и Дмитрий Арцыбашев (29 лет) получили грант размером 9 млн рублей от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно–технической сфере. Деньги пойдут на проект Simus — превращение CRM–системы для автоматизации продаж в умного робота–помощника для владельца бизнеса.
По задумке создателей, благодаря надстройке CRM–система сможет распознавать спонтанную речь хозяина, анализировать его голосовые команды и выполнять их. Работать с таким ПО клиент будет через мессенджеры, почту и телефон, почти не взаимодействуя с интерфейсом программы. Вот как это описывает Михаил: "Представьте, вы сидите на встрече, клиент пишет в WhatsApp: "Выставляйте счет". Все, что нужно сделать, — это написать в том же чате виртуальному ассистенту: "Выстави счет на два окна, размер три на четыре, две штуки, 1,5 тыс.". Другой пример: на совещании руководитель спрашивает у вас отчет о продажах за III квартал менеджера Петрова, и вы, вместо того чтобы открывать ноутбук, голосом обращаетесь к программе".
По словам разработчиков, создать и внедрить такой продукт на рынок возможно за 3 года. Далее продажи виртуального помощника только для одного вида базы (например, для 1С–Битрикс) могут приносить Enot около 10 млн рублей в год.
Впервые "ДП" написал о компании Enot в июле 2016 года, тогда молодые предприниматели, которые получают доход от проектирования, разработки и внедрения систем автоматизации (в частности, CRM– и ERP–систем) для малого и среднего бизнеса, только приступили к разработке проекта Simus. Оборот компании за первый год работы составил 2 млн рублей, к концу второго года (этим летом) он должен вырасти до 5 млн рублей. "Поскольку в основе продукта лежит научная составляющая, стоимость подобной разработки очень высока, без дополнительного финансирования стартапам вроде нас не осилить подобные работы", — объясняет Михаил. Однако 9 млн рублей от государства покроют лишь 60% необходимых затрат на разработку Simus, остальные деньги владельцы Enot планируют вынуть из прибыли компании.
Прежде чем открыть свое дело, Михаил 8 лет проработал в Центре речевых технологий, отсюда ключевые компетенции в области анализа устной речи. Simus создается для российского рынка, но впоследствии планируется адаптировать его к другим языкам. "Перевод" будет стоить на 70% дешевле разработки с нуля за счет уже работающих механизмов по распознаванию речи.
На старте в саму фирму инвестировал бывший одноклассник Михаила — Андрей Стрепетов (31 год), владелец компании по остеклению фасадов "Летний сад" (годовой оборот — около 600 млн рублей). Взамен он получил долю 30% в Enot.

Дорого продать

Заявку об участии в госпрограмме "Старт", финансирующей наукоемкие стартапы, компания подала летом 2016 года. Из 819 заявок, рассмотренных жюри, одобрение получили 167 команд.
По условиям гранта инвестиции будут перечисляться в несколько этапов и рассчитаны на 3 года. В первый год Enot должен разработать технологию анализа текстов, во второй год сделать сам продукт — готовое решение, включающее технологию и пользовательский интерфейс, а за третий год по условиям договора фирма должна коммерциализировать свою разработку. Самый большой транш размером 4 млн рублей фонд выделяет на продвижение продукта на рынок и монетизацию научной разработки.
По сути, виртуальный помощник, которого создает Enot, является аналогом популярных сейчас в b2c чат–ботов, однако предполагает устное общение человека с роботом и нацелен только на работу с CRM. Эксперты оценивают объем мирового рынка CRM–систем в $36 млрд, российского — в 20 млрд рублей. Согласно исследованиям TAdviser, в России самыми популярными CRM–системами считаются Microsoft Dynamics CRM, 1С:CRM, БИТ:CRM. Рынок чат–ботов оценивается в $13,4 млрд рублей. Лидером на российском рынке коммерческих чат–ботов считается "Наносемантика", создающая ботов для банков, телекома и медицины. Не стоит забывать и "Яндекс", который разрабатывает ботов на основе сервисов "Яндекса" для Telegram.
"Сейчас проблема с чат–ботами и виртуальными консультантами в том, что с ними общается немотивированная публика, которая ждала ответ от человека, а попала на робота. Как общаться с этим роботом, человек с ходу не знает, — отмечает Сергей Исаев, гендиректор IT–компании DataFabric. — Целевая аудитория продукта Enot — сотрудники продвинутых компаний. Это аудитория, которая будет знать, что она общается с машиной и что она от нее хочет. Поэтому описанной проблемы у Enot не будет, в этом их преимущество".