Vesta и XRay помогли АвтоВАЗу установить рекорд продаж в Петербурге

Автор фото: Коньков Сергей
Автор фото: Коньков Сергей

Автодилеры подводят итоги первого года продаж широко раскрученных новинок АвтоВАЗа Vesta и XRay. Выход новых моделей позволил АвтоВАЗу нарастить долю рынка в Петербурге до рекордных 10%, и на 2017 год планируется увеличить продажи еще на 10%.

За 2016 год доля АвтоВАЗа на петербургском рынке выросла на 2,3%, до 9,9%, продажи марки увеличились на 26%, до 11,9 тыс. машин, из них треть — это вышедшие год назад новинки Vesta и XRay. В целом Северо-Западный регион показал прирост по новым автомобилям Lada на 12,1%. Традиционно в Петербурге АвтоВАЗ никогда не показывал высоких результатов, отечественные машины спросом не пользовались. Эксперты считают, что нынешние показатели — это серьезный рывок.

Не от хорошей жизни

"Правда, если покупатели перестали покупать иностранные бренды местного производства ради более дешевых отечественных моделей из других регионов, это свидетельствует о том, что они не обладают высокой лояльностью и заметно обеднели. Поэтому при изменении экономической ситуации они легко откажутся от отечественных машин в пользу иномарок", — говорит управляющий партнер "Университета продаж" Виталий Новиков.
Дилеры говорят, что Vesta и XRау показали, что Lada вышла на качественно новый уровень. "Интерес к выходу новинок Lada не просто сравним с интересом к другим моделям, а превышает его. Это объясняется тем, что аудитория, раньше смотревшая только в сторону иномарок, начинает интересоваться и брендом Lada, под логотипом которого начали выпускаться автомобили, легко конкурирующие в своем сегменте с иностранными производителями, прежде всего корейскими", — говорит генеральный директор Объединенной автомобильной компании Андрей Ивойлов.
Отмечают эксперты и новый подход АвтоВАЗа к работе с клиентами и дилерами. "Для улучшения качества был предпринят беспрецедентный на моей памяти шаг. В дилерские центры были командированы специалисты завода, которые имели прямой канал связи с производством, а также полномочия по решению гарантийных вопросов на местах. Велся опрос каждого собственника на предмет проблем, жалоб и пожеланий. В итоге многие проблемы, недоработки и упущения были исправлены в рекордно короткие сроки", — рассказывает автоэксперт Евгений Пекарский.
"Vesta и X-Ray прочно вошли в список моделей, которые рассматривают и сравнивают в нижнем ценовом сегменте. Кстати, самом массовом. По итогам 2016 года Vesta заняла четвертое место среди самых продаваемых моделей, рядом с KIA Rio и Solaris", — отмечает генеральный директор ГК "Терра Авто" Владислав Рыдаев.

Планов громадье

В 2017 году автоконцерн поставил задачу нарастить продажи на 10%. "АвтоВАЗ планирует выйти на уровень 290 тыс. автомобилей по итогам 2017 года. Это почти восьмипроцентный рост. И у предприятия есть все шансы, если сохранятся меры поддержки дилерских предприятий и программы стимулирования спроса", — говорит Андрей Ивойлов. Кроме того, среди факторов, которые поспособствуют росту, — сохранение ключевой ставки ЦБ, что позитивно скажется на стоимости кредитов (продажи в кредит в массовом сегменте сегодня достигают 55% от всех продаж).
Управляющий директор ГК "Дакар" Денис Иванов отмечает, что Vesta и XRay — первые две модели АвтоВАЗа, которые можно поставить в один ряд с односегментными иномарками. "Мы делаем ставку на Vesta с кузовом универсал и Vesta Cross, которые ожидаются в конце года. Это будут объемообразующие для рынка модели", — говорит он. По его словам, другие модели не совсем соответствуют требованиям петербургского рынка.
"Спрос на модели с кузовом универсал растет — это общая тенденция рынка. Однако предложение на рынке ограниченно. На данный момент основные конкуренты Lada Vesta не могут предложить аналогичные модели с кузовом универсал: ни Hyundai, ни KIA, ни Renault", — уверен Владислав Рыдаев.

Есть над чем работать

Впрочем, пока показатели петербургского рынка далеки от заявленных автоконцерном амбициозных планов на выходе новых моделей Vesta и XRay: тогда ставилась задача довести долю на петербургском рынке до 20%. "Надежды дилеров и покупателей были бы полностью оправданы, если бы не цена. Бренд со своей многолетней историей не позволяет потенциальным покупателям мириться с ценой 700-800 тыс. рублей, поскольку эта сумма достаточна для покупки иномарки. Недоверие к бренду не позволяет, например таксопаркам "рискнуть" и взять в штат Lada. В 2017 АвтоВАЗ планирует наращивать продажи новинок, а также ввести XRay в десятку самых продаваемых моделей. Я разделил бы оптимизм, если бы удалось снизить цену на 100-150 тыс. рублей. С выходом обновленных Hyundai Solaris и Renault Kaptur обоснованность надежд АвтоВАЗа мне не очевидна", — говорит Евгений Пекарский.
Кроме того, амбиции АвтоВАЗа уже начали "бить" по дилерам. В частности, завод продолжает требовать от салонов ребрендинга, что на дне кризиса многим не по карману, особенно если речь идет о монобрендовых отдельно стоящих салонах. Сегодня в Петербурге 13 автоцентров марки, и это, сетуют дилеры, слишком много для нынешнего кризисного рынка. "Со второго полугодия 2016 года доходность по марке значительно сократилась, тем более новая команда на заводе работает над компенсацией убытков", — говорит один из участников рынка.
"Но дилерские центры вряд ли будут закрываться, потому что автоконцерну нужна конкуренция", — отмечает генеральный директор "Auto-Dealer-СПб" Михаил Чаплыгин. "Дилерам надо готовиться продавать больше автомобилей с пробегом и учиться работать с длинным циклом принятия решений у покупателя", — добавляет Виталий Новиков.