Как прошла "Биржа стартапов" №25

Автор фото: Валентин Беликов
Автор фото: Валентин Беликов

Браслет для спасения жизни на воде, рекламные модули нового поколения, установки для обогрева в экстремальных условиях — эти и другие проекты увидели инвесторы на январской, 25-й по счету и первой в 2017 году "Бирже стартапов".

По традиции мероприятие началось в 10 утра в ресторане "Rыба". Соискателей инвестиций в этот раз слушали президент "Евразия Холдинга" Алексей Фурсов, член совета директоров "Максидома" Мария Евневич, председатель совета директоров ГК "Бестъ" Андрей Лушников, генеральный директор АО "Технопарк Санкт-Петербурга" Андрей Соколов, заместитель директора Фонда поддержки промышленности Михаил Раяк и другие.
Безоговорочным победителем "Биржи" в этот раз стал инструмент для организаторов мероприятий Kickcity: этот стартап большинство жюри отметило как самый выдающийся. Однако по результатам голосования вперед неожиданно вышел "Тепловайдер" — тепловая установка для строительной отрасли. Подробнее про эти проекты можно узнать здесь и здесь.

Никто не утонет

"Он фактически может спасти труп", — такими словами создатель проекта Aquatic Save объяснял жюри, что его шейный браслет для спасения утопающих включается автоматически при попадании человека в воду. Гаджет не только спасает человека, но и посылает GPS-сигнал спасателям и семье.
Сейчас у команды Aquatic Save уже есть прототип, оформлена заявка на патент, готовится следующая версия прототипа. Инвестиции в 6 млн рублей проекту нужны для мелкосерийной партии браслета (до 300 штук). Инвестору предлагается 30% компании и 30% дивидендов с прибыли.
У команды проекта есть опыт в малом и среднем бизнесе в сфере ретейла и управлении недвижимостью. Менторы стартапа — партнер бизнес-инкубатора ИТМО Сергей Мельченко, главный научный специалист "Гипрорыбфлот" Анатолий Борисовский. Проект ведет переговоры с инкубаторами Финляндии и Голландии, надеясь с их помощью выйти на зарубежный рынок.
Основной рынок проекта — Европа и США, в РФ развитие проекта создатель видит не как продукт массового спроса, а как гаджет для учреждений, где необходимо следить за безопасностью на воде. В детских лагерях, бассейнах и так далее. Благодаря своему социальному проекту команда стартапа планирует заявить о себе на рынке и потом продолжить разрабатывать коллекцию одежды и гаджетов для воды. Подробности проекта можно посмотреть здесь.
"Проекты, которые имеют социальную направленность, всегда вызывают у инвесторов дополнительную симпатию. Однако нам показали несимпатичный, тяжелый и неудобный образец, который, конечно, вызывает вопрос, когда будет готова версия, которая заставит ребенка носить это гаджет не снимая", — уточнила Мария Евневич.
"Стартап очень интересен, но, чтобы привлечь инвестора, нужно сильно снизить цену продукта. За 4 тыс. рублей, хоть продукт ориентируется на зарубежный рынок, это тяжело продать, это будет уже luxury-рынок. Ели идти в МЧС и к владельцам бассейнов и сделать цену в 500 рублей, у проекта будет большой спрос — как от потребителей, так и от инвесторов", — выразил Андрей Соколов общее настроение жюри.
"Если этот продукт спасет хоть одну жизнь, он окупится многократно", — заметил коллегам Андрей Лушников.

Теплым тепло

После на суд жюри была представлена установка для выработки тепла при экстремально холодных температурах. Она предназначена для прогрева грунта и бетона, разморозки нерудных и песчаных насыпей, льда, фундамента, канализации. Отличается от зарубежных аналогов принципами работы и ценой, позволяет экономить около 2 млн рублей с установки. Прототип готов на 95%. Установка собирается из российских комплектующих и конкурирует с тепломатами.
Целевая аудитория продукта — строительные, ландшафтные и дорожные компании. В команде — основатель компании "Теплотек", инженер-конструктор с 15-летним опытом в отрасли и другие специалисты, которые в том числе раньше работали в фирме-производителе тепломатов. Команда вложила в стартап 2 млн рублей, сейчас для развития проекта ищет 30 млн рублей за 30% доли в компании. Инвестиции вернутся через 4-5 лет.
На данный момент у компании уже есть продажи — заключено более восьми сделок на сумму 1,2 млрд рублей. Речь идет о продажах другой установки этой же фирмы, разработанной той же командой.
"Проект не понимает, сколько денег ему надо в качестве инвестиций. Стоит определиться, что команда стартапа хочет от инвестора и какой он должен быть. Свой аппарат Артем Кадомский всем нам продал, но свою компанию — нет", — резюмировала выступление проекта Луиза Александрова.
"Тепловайдер" мне понравился больше других проектов. Я раньше был связан с ЖКХ и знаю, о чем говорю: это очень интересно, — не согласился с коллегой Андрей Соколов. — Единственное, что проекту следует не зацикливаться на одной стройке. Надо предоставлять свое оборудование на тест предприятиям самого разного спектра, особенно в Ленобласти. Если в начале отопительного сезона вы придете в комитет, который занимается ЖКХ, и предложите свою установку для тестирования, то, поверьте мне, в конце отопительного сезона у вас будут и заказы на установку, аренду и так далее".
"У вас очень интересное предложение, но стоит помнить, что строители обычно берут в аренду большинство оборудования. Кроме того, вам понадобится, судя по всему, многоступенчатая сертификация своей установки", — заметил Михаил Раяк.

Город в кармане

Платформа для создания и продвижения мероприятий с продажей билетов под названием Kickcitу понравилась инвесторам больше других проектов, однако инвестиции стартап все же не получил.
Проект запустился в ноябре 2016 года, есть продажи. У создателей стартапа имеется опыт в бизнесе. Монетизация проекта происходит за счет 7% комиссии с организаторов мероприятий и самих зрителей. Инструмент рассчитан на российский и зарубежный рынок. Реализован по принципу соцсети: пользователь видит, кто из друзей уже идет на этот концерт или спектакль. В проект вложено 8 млн рублей. Необходимо 27 млн рублей на развитие стартапа за 20% доли в компании. Инвестиции вернутся через 3 года, а через 4 года, по расчетам основателей стартапа, инвестор может заработать около 81 млн рублей. Проект прошел акселерацию в iDealMachine.
"Из всего, что я видел на этой "Бирже стартапов", я хотел бы особенно отметить проект Kickcity, — заметил Алексей Фурсов. — Если немного изменить идею стартапа, который они сделали, у команды есть полное право на рынок и, более того, право на глобальный продукт, благодаря которому можно зарабатывать хорошие деньги. Сейчас в приложении не купить билеты на все доступные городские мероприятия, но если это был бы глобальный сервер по продаже билетов на все, о чем только можно подумать, — примерно как существующий Bileter, но с функцией Kickcity, показывающей, кто из знакомых уже идет на это мероприятие, свою аудиторию проект нашел бы очень быстро".
"У Kickcitу огромное поле конкурентов, и здесь самая главная требуемая компетенция от команды — маркетинг, ведь именно с помощью его вы будете обыгрывать других. Хвалю вас за упорство — я видела, как вы начинали 3 года назад, но и тогда у вас было много конкурентов. Сейчас же риски у инвестора громадные", — обратилась к проекту Луиза Александрова.
"У вас есть только одна задача — маркетинг. Покажите результаты, и вы тут же станете вкусными и  интересными", — согласился с коллегой Николай Страх.
"Конкурентов много, но много на рынке продаж билетов. Конкурентов на рынке создания личных мероприятий, наоборот, мало. По большому счету это Timepad, но опыт работы у меня, как у физического лица и как у коммерческой структуры, не очень хороший — инструмент не гибкий и неудобный. Мне кажется, Kickcitу может выстрелить на стыке интереса пользователей и коммерции. Если, например, ввести систему бонусов от коммерческих предприятий — не деньги, а бонусы, скидки и прочее, это может получиться. То есть 23 мая Aerosmith приезжает с прощальным туром в Москву, и я хочу поехать туда с кем-то. Я говорю об этом в своем объявлении и генерирую уникальную ссылку. Если мои друзья по ней пройдут и что-то купят, то мне начисляются бонусы, которые в дальнейшем я могу использовать как скидку к другим билетам. Тут появляется человеческая жадность, которая вполне начинает работать на благо монетизации проекта. То есть стартап хороший, потребность в нем есть, проблема в том, что тут буксует маркетинг. Если вы это пробьете, будет очень круто", — предложил Владимир Княжицкий.

Завораживающая реклама

"Динамические информационные модули нового поколения", которые представил жюри Леонид Дубовский, заинтересовали почти всех членов жюри. Они предназначены не только для рекламы, но и для декорирования пространства — городских мероприятий или театров. Работа над проектом была начата еще в 2001 году, затем была заморожена.
Автор идеи, генеральный директор фонда развития наукоемких технологий "Техникс", вернулся к ней в 2015-м. Рекламные моду, постоянно вращаясь, складываются периодически в различные геометрические фигуры, чем и привлекают внимание прохожих. Опытные образцы устанавливались в Елисеевском магазине, Гостином Дворе, Публичной библиотеке, павильоне ЛенСпецСМУ в "Ленэкспо".
Всего в проект вложено 2,3 млн рублей. Проект ищет 15 млн рублей на запуск производства модулей за 70% доли в компании. Возврат инвестиций — от 1 года 8 месяцев. Есть патент, опытные образцы, 3D-модель. Проведены переговоры с потенциальными покупателями. Инвестиции в 15 млн рублей проект ищет для выпуска первой партии образцов.
"Предпринимательские навыки создателя "Модулей" мне кажутся, несмотря на его опыт работы, сомнительными. Как команда под его управлением будет продавать продукт, мне неясно. Кроме того, рынок довольно ограничен — для инвестора заявленный через 2 года оборот компании  в 17 млн рублей на российском рынке и 30 млн на международном звучит не привлекательно: при отсутствии у компании международного патента возвратность инвестиций в этот стартап остается под большим вопросом.
Я бы поставил такое в бизнес-центрах. Это прекрасная проработанная система, которая точно будет востребована в торговых комплексах. Наверное, на улицу, то есть на большой рекламный рынок, команду с их продуктом не пустят: нужны отдельные сертификаты, возможны несчастные случаи за счет вращающихся частей, конструкцию не везде можно поставить, чтобы было безопасно, значит, придется огораживать ее и постоянно согласовывать. Но все, кто хочет привлечь внимание к себе за счет необычной новой рекламы, которую никто не видел, точно потянутся за таким информационным носителем. Мы видим, как это работает, это действительно привлекает внимание и, более того, завораживает смотрящего", — сказал Андрей Лушников, глава ГК "Бестъ". Подробнее о проекте можно узнать здесь.

Вывести на чистую воду

Далее свой стартап, предназначенный для предприятий, которым необходимо очищать и фильтровать воду, представил Дмитрий Пыжов. Проект стартовал в 2014 году на предприятии "Медведь-Камень", где и был разработан и изготовлен из природного шунгитсодержащего минерала принципиально новый для рынка сорбент, который получил название "Эквосорб". "Это недорогой универсальный фильтроматериал для водоочистки и водоподготовки, по цене и простоте применения сравним с кварцевым песком, но при этом комплексно и высокоэффективно решает задачи по фильтрации, адсорбции, коагуляции, катионообмену и обеззараживанию воды", — пояснил представитель проекта Дмитрий Пыжов, отметив, что его продукт экологически чист, безопасен для человека и не образует токсичных соединений.
Собственные инвестиции команды в проект составили более 30 млн рублей, сейчас проект ищет партнера для продвижения продукта на российском и зарубежном рынке. Для этого команде нужны инвестиции в размере 30 млн рублей, которые проект расчитывает вернуть бизнес-ангелу через 2 года. Инвестору предлагается доля в 25% новой совместной компании, которая будет заниматься "Эквосорбом". Деньги должны пойти на развитие производственной базы, расширение ассортимента и увеличение объема продаж.
По словам представителя проекта, использование "Эквосорба" значительно сокращает эксплуатационные расходы на водоочистку для предприятия. Ежегодная экономия, в случае замены распространенного на предприятиях фильтрующего материал ОДМ-2Ф (сорбент-катализатор для очистки воды от марганца) на новый сорбент, согласно оценке команды, составит 9,2 млн рублей. Целевая аудитория у проекта огромна: рынками сбыта будут и рынки нефтедобычи и горной добычи, и пищевой промышленности, а также ЖКХ, энергетика и прочее.
Стартап надеется занять 15% долю рынка, что, по расчетам команды, позволит компании получать до 300 млн рублей чистой прибыли в год. Сейчас у компании уже есть налаженное серийное производство (производительность до 50 м3 в сутки), своя опытная лаборатория, стартовая линейка "Эквосорба" с различными модификациями и, что важно, собственные сырьевые ресурсы. Подробнее о проекте участнике конкурса GenerationS можно узнать здесь.
"Наш продукт приобрели и успешно используют более 10 предприятий", — отметил в своем выступлении Дмитрий Пыжов, акционер ООО "Медведь-Камень", собственник и директор научно-производственного предприятия "Эксперт". Команда проекта "Эквосорб" состоит из сотрудников НПП "Эксперт", специалистов в машиностроении, прикладной химии и научно-исследовательской деятельности. Эта компания производит оборудование для Министерства обороны и Российского космического агентства. В частности, осуществляет заправку современных ракетоносителей.
"Это был правильный ход владельца карьера: чтобы не испытывать проблем с реализацией своей продукции, очень правильный ход — разработать продукцию и продавать ее, — похвалил команду проекта Андрей Соколов, генеральный директор АО "Технопарк Санкт-Петербурга". — Но, на самом деле, проекту инвестиции не нужны. Ему, на мой взгляд, нужны хорошие лоббисты. У компании есть прибыль, оборотные средства. Первоначальные деньги, на которые все работает сейчас, уже вложены. Теперь для развития проекта нужна сильная в лоббировании команда, без этого сложно выйти на большие объемы.
У продукта очень хорошая идея. Но ему нужна точечная внутренняя реклама. Следует выходить на конечных потребителей, а это, как мне видится, "Водоканал" и связанные с ним комитеты. Значит, команде надо предложить свою продукцию именно им и аргументировать мощным исследованием, объясняющим, что вы удобнее и экономичнее существующих решений".

Ask vote

Первую в этом году "Биржу стартапов" завершило выступление основателей сервиса для проведения конференций, круглых столов, пленарных сессий и презентаций Ask vote.
Инструмент предназначен для интерактивного взаимодействия с аудиторией и позволяет получать мгновенную обратную связь от участников массовых мероприятий. Служит альтернативой офлайновым средствам для проведения голосований.
Проект запущен в 2016 году, в него вложено 2 млн рублей. Сейчас стартап ищет 5 млн рублей инвестиций, которые вернутся к инвестору через 3 года. Вложив в проект, инвестор через 5 лет заработает 20 млн рублей. Команда готова отдать 30% доли в компании. Опыт работы в сегменте разработок онлайн-продуктов у команды Ask vote составляет 5 лет. Подробности о стартапе — здесь.
"Это безусловно полезный инструмент. Смущает только то, что похожий я уже видела на конференции DIY-ретейлеров, а это значит, что рынок, первое, есть, второе — весьма конкурентный. Кроме того, такую программу, как мне видится, довольно легко скопировать.
То есть как защищать свое изобретение от рынка, здесь мне совершенно не ясно, — заметила Мария Евневич. — С другой стороны, организаторов, которые пытаются использовать кликеры и другие устаревшие способы интерактива на мероприятиях, еще много. А значит, не только наличие конкурентов, но и наличие спроса на такие услуги очевидно".
"Изолированное решение в event-индустрии — это прошлый век: автоматизируйте все сопутствующие процессы", — посоветовал Николай Страх.

Крепкие "ноги" проектов

"Сильно не хватало в половине команд компетенций в продажах, развитии бизнеса и маркетинге. Без этих людей инвестор, к сожалению, не будет вкладывать свои деньги в вас. У каждого есть тысяча и один конкурент, не всегда продуктовый. Но забывать, что вы конкурируете еще и с другими решениями одной и той же боли вашей целевой аудитории, нельзя", — напомнил Николай Страх, представитель Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ).
"Идеи всех представленных здесь проектов мне действительно понравились. Они все имеют право на жизнь. Особо хочу отметить "Тепловайдер" — я понимаю, почему он вырвался вперед по голосованию. Другое дело, что почти все стартапы  презентовали нам эти интересные идеи монотонно и вяло", — заметил Андрей Соколов, генеральный директор АО "Технопарк Санкт-Петербурга".
"Все проекты мне понравились, хотя Kickcity — это, конечно, проект номер один. Я видел, как это здорово работает в другой стране в большом масштабе. Нам точно нужна такая стопроцентно интересная вещь. На втором месте у меня Ask Vote, это точно будет востребовано, если они смогут радикально снизить цену — свой огромный пласт мероприятий они получат. Отдельно — "Динамические информационные модули", о них я уже сказал выше. В остальных проектах я бы усилил команду экспертом в области маркектинга и людьми, которые смотрят на стартап не с технической точки зрения, а с точки зрения продвижения", — предложил Андрей Лушников, глава ГК "Бестъ".
"Хорошие проекты Aquatic Save, "Тепловайдер" и "Эквосорб". Они достаточно крепко стоят на ногах. Но венчурный инвестор не ищет проекты, в которые можно дать рубль и гарантированно через какой-то промежуток времени получить на него 30%. Он ищет проект, в который он даст рубль и теоретически получит 10 рублей через какой-то неопределенный срок. Поэтому, конечно, почи все проекты здесь, кроме Ask vote и Kickcity — не венчурные. Остальные три проекта не дали нам вау-эффекта в перспективе — не показали, что привлекут миллионы пользователей. А хорошие крепкие проекты, конечно, должны искать себе бизнес-ангела и прямые инвестиции. Для этого, конечно, нужно нанять бухгалтера, который дотошно посчитает экономику — после этого продаваться инвестору вам будет легко", — такими словами завершил "Биржу стартапов" Михаил Раяк, заместитель директора Фонда поддержки промышленности.
Жюри 25-й "Бижи стартапов":
1. Андрей Владимирович Лушников, председатель совета директоров ГК "Бестъ"
2. Мария Александровна Евневич, член совета директоров "Максидома"
3. Владимир Владиславович Княжицкий, член Ассоциации бизнес-ангелов, генеральный директор ГК "Фаст Лейн" в России и СНГ
4. Алексей Васильевич Фурсов, президент "Евразия Холдинга"
5. Луиза Леонидовна Александрова, директор по развитию СОБА
6. Николай Олегович Страх, представитель Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ)
7. Андрей Александрович Соколов, генеральный директор АО "Технопарк Санкт-Петербурга"
8. Михаил Раяк, заместитель директора Фонда поддержки промышленности
9. Максим Васюков, главный редактор газеты "Деловой Петербург"
10. Дмитрий Грозный, исполнительный редактор газеты "Деловой Петербург"
Следующая "Биржа стартапов" пройдет 28 февраля. Подать заявку на участие можно до  15 февраля по телефону 89095835363.