Как сексшопы и книжные магазины зарабатывают на удачных кинопремьерах

Перед премьерой фильма "На 50 оттенков темнее" владельцы сексшопов пополняют запасы садомазо-амуниции — после выхода первой части "50 оттенков серого" она пользовалась повышенным спросом. "ДП" вспомнил, какие еще товары вошли в моду благодаря кино.

Кинопремьера "На 50 оттенков темнее", продолжение популярной франшизы "50 оттенков серого", состоится 9 февраля, и ретейлеры уже активно готовятся к повышению спроса на определенные товары. О всплеске активности покупателей они говорили и после выхода первой части в 2015 году, тогда продажи некоторых товаров подскочили на 30%. В сексшопах появилась БДСМ-атрибутика, посвященная "50 оттенкам серого", и в целом интерес к товарам для взрослых вырос. Хотя фильм получил статуэтку "Золотая малина" в пяти номинациях, в том числе как самый худший фильм, в прокате он собрал $166,2 млн. Книга также подверглась резкой критике, хотя и стала бестселлером.

Выгодный культпросвет

"Когда вышел первый фильм, мы все-таки добавили в ассортимент коллекцию "50 оттенков", она продавалась, но без ажиотажа, все-таки наш покупатель не смотрит подобные фильмы, — говорит директор специализированного магазина по продаже БДСМ-атрибутики "Искушение" Рената Зарипова (у компании есть собственное производство БДСМ-атрибутики — фирма "Подиум СПб"). В то же время мы заметили, что некоторые покупатели (не бэдээсэмщики) стали проще относится к данной продукции, хотя бы уже не боятся потрогать, а не обходят за километр".
Как рассказал "ДП" совладелец сети сексшопов "Порномания" Вадим Химич, всплеск интереса к товарам начался после премьеры "50 оттенков серого" и держался достаточно долгое время. "Сейчас та же ситуация. Люди ждут фильм. А мы ждем людей из кинотеатров. "50 оттенков серого" стал мощнейшим популяризатором идеи разнообразия интимной жизни. Продажи товаров БДСМ-сегмента выросли на 30%, а сопутствующих — примерно на 10-15%", — приводит данные Вадим Химич. По его словам, за последнее десятилетие ни один фильм не производил подобного эффекта на этом специфическом рынке, даже признанная одним из лучших фильмов картина "Нимфоманка" Ларса фон Триера.
Примерно та же ситуация сложилась с фильмом "Аватар" Джеймса Кэмерона. "Вскоре после премьеры на рынке появился резиновый имитатор фаллоса, которым, по мнению создателя, обладали синекожие гуманоиды планеты Пандора, — вспоминает Вадим Химич. — Но то ли милые создания оказались для землян сексуально не привлекательными, то ли земляне не поверили в их реалистичность, продажи товара оказались мизерными, несмотря на очевидную популярность самого фильма".
Повышенный интерес после премьеры ожидается и к женскому нижнему белью, хотя опрошенные "ДП" ретейлеры говорят, что специальных замеров спроса не производили. Ирина Казанцева, региональный директор "Дикой Орхидеи", отмечает, что традиционно рост спроса на белье приходится на женские праздники — 8 марта и 14 февраля. "Последнее время мы делаем акцент на обольщение. У нас появилось множество линий сексуального женского белья, которые специально разработаны, чтобы вдохновлять мужчин на подвиги. Например, второй сезон выпускается и пользуется успехом коллекция "Шибари" — по названию японской техники связывания", — говорит Ирина Казанцева.

Кино учит любить шаверму и книги

Как показывает мировой опыт, удачная премьера может в одночасье сделать модными товары и услуги, совершенно неожиданно даже для самих создателей фильма. Так, после премьеры фильма "Мстители" в Лос-Анджелесе на 80% выросли продажи шавермы. Этот феномен даже прозвали "эффектом Дауни-младшего". К ажиотажному спросу привела удачная сцена, где звездные актеры с аппетитом поедают шаверму.
Популярность кинокартин давно и успешно используют продавцы книг. Как рассказали в OZON.ru, почти все экранизации сопровождает всплеск продаж соответствующих книг. Яркие примеры — романы "До встречи с тобой" и "50 оттенков серого". Даже фильм "Варкрафт", снятый по мотивам компьютерной игры, значительно поднял продажи всех книг об этой игровой вселенной. По оценкам OZON.ru, рост продаж книг начинается с момента анонса кинофильма и к его выходу увеличивается в 2 и более раз. В компании отмечают, что отечественные кинопремьеры гораздо меньше влияют на продажи. Однако, судя по данным сети "Буквоед", все зависит от самого фильма. Например, продажи романа "Географ глобус пропил" Алексея Иванова в начале 2013 года составляли 42 экземпляра, а в конце — свыше тысячи экземпляров. Напомним, фильм вышел на экраны в ноябре 2013 года.
Динамика продаж романа Алексея Иванова "Географ глобус пропил" в сети "Буквоед"
Источник: данные "Буквоед"
Для сравнения, книга Ренсома Риггза "Дом странных детей", экранизация которого под названием "Дом странных детей мисс Перегрин" вышла в октябре 2016 года, в начале года продавалась в количестве 166 экземпляров, а в конце года — около тысячи.
Динамика продаж романа "Дом странных детей" Ренсома Риггза в сети "Буквоед" в 2016 году
Источник: данные "Буквоед"
"Буквоед" к кинопремьерам готовится задолго до проката, так как процедура пополнения ассортимента может быть долгой. Ассортимент книжных магазинов может быть увеличен на 10-12%.

Недетские затраты

Давно сформирован и весьма доходен симбиоз киноиндустрии и детского рынка. Как показывает исследование ГК "Детский мир", даже в разгар кризиса наибольшей популярностью пользуются игрушки по мотивам любимых мультфильмов и анимационных фильмов. Несмотря на высокую стоимость лицензионных игрушек, они не выходят из десятки самых популярных подарков к Новому году. Так, в декабре 2016 года на четвертом месте по популярности были коллекционные фигурки TROLLS, фигурки персонажей данного анимационного фильма стали настоящим хитом продаж.