Холдинг "Адамант" планирует покупку франшизы аптечного бренда "Советская аптека"

Автор фото: http://sovetapteka.ru/

Компания ведет переговоры с PHARMA Distribution Group о покупке франшизы их сети "Советская аптека" и планирует открывать аптеки в своих торговых центрах. Для PHARMA Distribution Group это уже вторая попытка выхода на петербургский рынок после разрыва отношений с прежним франчайзи в прошлом году.

Дистрибьютор фармацевтических препаратов PHARMA Distribution Group предпринимает вторую попытку запустить по франшизе в Петербурге свою сеть "Советская аптека". Одним из франчайзи "Советской аптеки" может стать крупнейший игрок петербургского рынка торговой недвижимости. Как рассказал Дмитрий Агафонов,  директор по развитию "Советской аптеки", недавно поступил запрос от одной крупной петербургской девелоперской компании, в управлении которой более 12 торговых центров. Название компании не разглашается до подписания партнерского соглашения. Как рассказал Дмитрий Агафонов, потенциальные партнеры рассматривают возможность открытия сразу нескольких точек "Советская аптека" в этих торговых центрах, речь идет о формате аптек "открытая выкладка фарм-маркет" площадью от 80 до 110 м2. Игроки рынка, опрошенные "ДП", называют в качестве участника этих переговоров холдинг "Адамант". Компания эту информацию не комментирует.
Холдинг "Адамант" — лидер местного рынка торговой недвижимости, под его управлением находятся 22 торговых комплекса, суммарная арендная площадь которых, по данным Colliers, превышает 630 тыс. м2. Таким образом, компания занимает 23% рынка качественной торговой недвижимости города. Помимо девелоперского бизнеса холдинг "Адамант" включает в себя торговые, медицинские, рекламные организации, ЗАО "РСК", завод "Нью Технолоджиз", "Молодой Ударник", фабрику мебели PlazaReal. Владельцами холдинга являются Игорь Лейтис, Михаил Баженов, Евгений Гуревич, Борис Берсон, Алексей Гнесин, Аркадий Теплицкий, Анатолий Мариничев.
Петербургский рынок уже знает примеры сделок по покупке франшизы владельцем торговой недвижимости. Так, пару лет назад девелоперская компания FortGroup заключила договор франчайзинга с испанским брендом одежды для мужчин и женщин Mango. Компания планировала открыть пять магазинов в 2016-2017 годах, сейчас работают два магазина Mango в Петербурге и один в Москве.
В 2015 году компания PHARMA Distribution Group уже пыталась зайти на петербургский рынок. Тогда франчайзи "Советской аптеки" открыл первую точку на Невском, 146, сама компания собиралась открыть еще четыре аптеки. Но проект свернули, по словам франчайзера, партнер не выполнил обязательства и договор расторгли. Сейчас Петербург покоряют новые франчайзи. Партнеры PHARMA Distribution Group открыли две аптеки в Петербурге по адресу: Фермское шоссе, 10, и Гончарная ул., 27, один из них планирует запуск еще пяти точек в собственных помещениях. По словам Дмитрия Агафонова, запросов на франшизу из Петербурга и Ленобласти поступает немало, но многие заявки не подходят по местоположению будущих аптек.
Открытие одной аптеки обходится франчайзи в среднем в 1,5-2 млн рублей с учетом затрат на мебель, часть товара, систему автоматизации и лицензию. В среднем площадь "Советских аптек" составляет от 60 до 85 м2. "Советская аптека" позиционирует себя как дискаунтер, средний чек в Петербурге планируется на уровне 650 рублей.
"Советская аптека" ворвалась на российский рынок стремительно. Единственным владельцем ООО "Фарма Дистрибьюшен Групп" является Ирина Чеченкова, согласно данным СПАРК. PHARMA Distribution Group запустила сеть в 2015 году, делая ставку на развитие аптек преимущественно по франшизе, на низкие цены и ассортимент, состоящий из самых необходимых товаров и более дешевых российских аналогов иностранных препаратов. Через 2 месяца после старта проекта аптеки под этим брендом появились в 38 городах России. Сейчас ретейлер насчитывает 138 аптек в 52 регионах, большая часть из них работает по франшизе.
Аптечный потенциал
Схему франчайзинга нельзя назвать распространенной на петербургском рынке аптек. Никто из лидеров, а больше 50% рынка контролируют аптечные сети "Доктор Столетов" (включая сеть "Озерки"), "Радуга" (включая "Первую помощь") и "Фармакор", свою франшизу не продает. Из участников местного рынка такую опцию предлагает только сеть "Ригла". С одной стороны, в условиях жесточайшей конкуренции такой шаг оправдан. Как отмечал Николай Беспалов, директор по развитию RNC Pharma, открыть просто с нуля аптеку и тем более сеть аптек в Петербурге сейчас практически невозможно.
С другой стороны, успех франшизы зависит о возможности обеспечить низкие цены на лекарства и от месторасположения будущих аптек, считает Александр Шпетный, гендиректор сети "220 Вольт" (продает франшизу по всей России). С этой точки зрения перспективным выглядит сотрудничество с "Адамантом", отмечает он. Оно позволит новой сети получить места с хорошим трафиком.
По данным RNC Pharma, по итогам 9 месяцев 2016 года объем петербургского розничного коммерческого рынка лекарств вырос на 7%, до 32,5 млрд рублей.