От бургера к единорогу: как появляются необычные названия петербургских ресторанов и кафе

Автор фото: Андрей Дорожный
Автор фото: Андрей Дорожный

Креативные названия кафе и ресторанов Петербурга уже стали настоящей визитной карточкой города. "ДП" узнал, зачем рестораторы обыгрывают имена звезд и как при помощи "котиков" в названии можно повлиять на налоговую и проверяющие органы.

Креативный подход к выбору названий для ресторанов и кафе можно назвать одной из особенностей Петербурга. Эта тенденция не обходит стороной даже совсем неприметные точки питания. Например, недавно поклонник Тимати решил даже переименовать свой киоск с шавермой в Black Star Shawerma. Вообще выбирать в качестве названий петербургских заведений общепита имена известных личностей — это уже укоренившаяся традиция, которую в прошлом году даже отмечал московский рекламист Игорь Сайфуллин. Он тогда отметил в Facebook, что в Петербурге часто обыгрывают какие-то небезызвестные имена, сочетая их с названиями блюд, а в итоге получаются Wong Kar Wine, "Джек и Чан" и "Бутербродский". Автор поста даже предложил своим подписчикам подумать над другими подобными названиями, и тут на свет родились "Вермишель Обама", "Бред ОбщеПит", "Винегрета Гарбо", "Григорий СамоЛепс", "Фридрих Шницель" и "Варри Портер". Такой запас креативных идей мог бы пригодиться рестораторам, особенно с учетом того, что подобного рода названия кажутся маркетологам весьма удачными.
"Использование кинообразов, обыгрывание имен актеров хорошо работает на позиционирование. Например, названия Wong Car Wine или "Джек и Чан" соответствуют кухне заведений и привлекают соответствующую аудиторию. Разделение интересов потребителя на уровне нейминга помогает ему идентифицировать заведение как адекватное своим вкусовым и интеллектуальным предпочтениям. Можно быстро запомниться и сформировать у гостей ощущение соответствия их запросам", — объясняет появление подобных названий арт-директор рекламной группы "Успешные проекты" Константин Ишмухамедов.

Удачи и промахи

За последние несколько лет Петербург пережил настоящий бум появления заведений с весьма необычными названиями, среди которых "Педро и Гомез в гостях у Ларисы", "Общество чистых тарелок", "Бутербродский", "МыЖеНаТы", "Ларисуваннухочу". Последнее заведение Константин Ишмухамедов считает примером удачного нейминга.
"Запоминается, конечно, не само название, а впечатление, которое оно создает. И эмоции, которые оно вызывает. Аудитория у этого заведения характеризуется умеренными вкусовыми пристрастиями. Они запоминают забавное название, и для рестораторов все складывается удачно", — говорит он.
А вот совладелец бара "Мишка" и ресторана "Общество чистых тарелок" Александр Берковский, напротив, приводит название "Ларисуваннухочу" наряду со службой доставки еды Dostaevsky в качестве не самого удачного примера подбора названий. Он также отмечает, что с забавными названиями стоит быть осторожнее, в противном случае клиенты придут "поржать" и будут ждать, что в ресторане их постоянно будут развлекать. Причем в ряде случаев ожидания клиентов в итоге могут идти вразрез с выбранной концепцией заведения.
Но если смешные названия не всегда хороши, то вот на возможности удивить и заинтриговать посетителя рестораторы действительно могут сыграть.
"Когда открывался бар "Джимми Ельцин", у владельцев все спрашивали, откуда взялось такое название, и так была целая симпатичная легенда. Или, например, "Квартира Кости Кройца" — всех интересует, кто такой Костя Кройц и где он сам", — говорит генеральный директор коммуникационного агентства Spice Media Виктория Кулибанова.

В честь Ленина и рюкзака

Маркетологи высказывают мнение, что название заведения не слишком сильно влияет на его последующую успешность. Тем не менее с креативом стоит быть осторожнее, отказавшись от заведомо неприятных ассоциаций.
"Название, конечно, может привлечь внимание, но на одном названии далеко не уедешь. Хотя некоторые могут отпугнуть. Например, тот же самый "Жиробас" — думаю, что какую-то часть аудитории оно отпугивает, так как ассоциативный ряд возникает не очень приятный, потому что мало кто хочет быть жиробасом", — говорит Виктория Кулибанова.
Она также отмечает, что имеет смысл отдать предпочтение легкопроизносимым названиям, проследить, чтобы название было симпатично аудитории, на которую оно рассчитано, а также в той или иной мере отражать концепцию заведения.
"Правильные культурные ассоциации помогают успешно конкурировать с аналогичными заведениями одного ценового уровня и категории меню. Например BURO ("Бюро") проигрывает BURGER LAB ("Бургер Лаб") в идентичности. BURO — слишком абстрактно для уличной кухни, а BURGER LAB включает в название концепцию, которая считывается без усилий. В итоге BURO спасает сарафанное радио и локация заведения, но если бы они находились на одной улице, то BURGER LAB отбирал бы 50% их аудитории",  — также отмечает Константин Ишмухамедов.
Впрочем, сами рестораторы не всегда соблюдают правила, а опираются на собственные предпочтения и симпатии.
"С "Мишкой" у нас много всего сложилось, есть говорящая хаски по имени Мишка в Интернете, а на самом деле просто рюкзак у нашего второго соучредителя назывался "Мишка", и мы посмотрели, как это написано, и показалось классно. Это эмоциональное и уютное слово описывало тогда все, чем мы хотели заниматься. Что касается "Общества чистых тарелок" — это рассказ Бонч-Бруевича про Ленина, но мы этого не имели в виду, и вот эту советскую ассоциацию мало кто считывает. Нам просто понравилось словосочетание, оно значит не то, что тарелки моют хорошо, а то, что все доедают", — рассказывает Александр Берковский.

Креатив для налоговой

Интересно, что изобретательность петербургские рестораторы проявляют и не пренебрегают даже вопросом названия юрлиц. Так, петербургский бар Union официально носит название ООО "Средний класс", а рестораны петербургской сети Pita's по документам числятся как ООО "Сталлоне" и ООО "Шварцнеггер". Клиенты же ресторана "Общество чистых тарелок" и бара "Мишка" получают чеки с надписями ООО "Котики" и ООО "Единороги".
"Название юрлица — это вещь, никак не связанная с маркетингом, разве что с "маркетингом", направленным на налоговую. Просто это показывает наше отношение к жизни, нам кажется, что мы занимаемся чем-то веселым и приятным. Кстати, иногда все равно на это реагируют, в той же налоговой, в проверяющих органах. По крайней мере, замечают и чуть-чуть это, может быть, на людей влияет, как почерк ученика, который написал сочинение", — объясняет появление в учредительных документов "Котиков" и "Единорогов" Александр Берковский.