Выгодно ли заниматься бизнесом в России. Комментарий

 

Заниматься бизнесом в России по-прежнему опасно и неудобно, а в последнее время, кроме того, также и невыгодно, считает бизнес-омбудсмен Борис Титов . Об этом он заявил в интервью «Вестям» в ходе работы Гайдаровского форума. Титов отметил, что при падающем спросе растут издержки: налоги остаются высокими, планируется их дальнейшее повышение, растут тарифы на продукцию естественных монополий, процентные ставки остаются высокими.
Неудобно, опасно и невыгодно? Я не уверен только насчет удобства. Как раз в последнее время происходят определенные позитивные инфраструктурно-технические изменения. К примеру, возможность подачи на электронных носителях, принцип одного окна у чиновников, сокращение сроков регистрации. Во всем стало больше системы, все стало несколько современнее. Рост в рейтингах вроде Doing Business вызван именно этим, что справедливо.
Но это лишь одна часть картины. Вести бизнес в России сейчас небезопасно. Если у тебя бизнес маленький или низкорентабельный, ты не попадаешь в поле зрения нечистых на руку чиновников и приближенных к ним бизнесменов. Но если ты успешен и есть тенденция к дальнейшему росту, то ты начинаешь вызывать у них интерес.
Если кому-то приглянулось то, чем ты занимаешься, то якобы по законным претензиям ты окажешься недобросовестным предпринимателем. И у тебя либо полностью отбирают бизнес, либо заставляют поделиться, внедряя к тебе «со-партнеров». Либо ты продаешь 50% и живешь хорошо (тебе даже помогут с заказами), либо статья номер такой-то — и поехали.
Что касается выгодности, то, действительно, сделать бизнес успешным, растущим сейчас крайне тяжело. В последний год-два у субъектов экономики есть не норма прибыли, а норма убытка. С одной стороны, есть вышеперечисленные опасности, с другой — нет понимания перспектив, никто не знает, какой будет экономическая политика. Это ограничивает спрос, а издержки растут.
Поднимать цены ты не можешь — и вынужден сначала уходить на нулевую рентабельность, а потом, дабы сохранить бизнес, поработать какое-то время в минус. Скажем, у строителей себестоимость выросла на 30-40%, а цены не выросли вообще, и, как только кто-то пробует их повышать, спрос останавливается. Мы идем по пути проедания заработанного и накопленного ранее — и в смысле материальных активов, и в смысле наработок и репутаций.
Предприниматели не понимают, что будет дальше. Новые проекты никто не начинает, вкладывать деньги боятся. День простоять, ночь продержаться, а там посмотрим. Что требуется бизнесу в первую очередь? Определенность. Те из участников нашего рынка, кто выжил, гибки и живучи, им нужно только понимание того, в какую сторону государство собирается двигаться в ближайшие годы.
Другое дело, что слова об экономической политике не должны остаться просто декларацией, государство должно убедить, ему должны поверить. У нас предприниматели не верят государству, государство не верит предпринимателям. Недоверие — ключевая причина нынешнего состояния нашей экономики.
Марк Лернер — генеральный директор компании «Петрополь»
Больше мнений и историй от экспертов и предпринимателей — в «Блогах «ДП».