ФАС не видит препятствий для создания регионального аэропорта под Гатчиной

Автор фото: Коньков Сергей

Специалисты Федеральной антимонопольной службы пришли к выводу, что соглашение между Петербургом и Ленобластью о недопущении строительства новых международных аэропортов в зоне влияния Пулково не препятствует созданию аэродрома под Гатчиной.  

ФАС России рассмотрела обращение правительства Ленобласти по вопросу о соглашении между Петербургом и областью в сфере развития авиационной деятельности от 2009 года. Представители ведомства через пресс-службу сообщают: "Соглашение не содержит ограничений на строительство и развитие аэродромов, за исключением случаев, указанных в статье 4. Кроме того, возможно досрочное прекращение действия соглашения по согласованию сторон".
Напомним, что данный документ является единственным препятствием к созданию аэропорта-лоукостера в поселке Сиверский Гатчинского района. В частности, в пункте 4 указано, что стороны договариваются не строить на территории Петербурга и Ленобласти новые аэропорты гражданского назначения с международными рейсами и прямыми рейсами в Москву.

В чьих интересах

Соглашение между Петербургом и областью защищает интересы группы инвесторов-акционеров ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС). Эта компания на основе концессионного соглашения с 2010 года управляет аэропортом Пулково. Совладельцы ВВСС — российские акционеры во главе с группой ВТБ (50,1%), немецкая Fraport (25%) и Qatar Investment Authotority (24,99%). Компания вложила в модернизацию Пулково 1,2 млрд евро; пропускная способность увеличена до 18 млн человек в год.
По данным участников рынка авиаперевозок, существует также соглашение между инвесторами ООО "ВВСС" и администрацией Петербурга, в котором администрация гарантирует инвестору, что в течение 31 года ни одного нового аэропорта рядом с Пулково не появится.
"ВВСС" продолжит реконструкцию аэропорта Пулково в соответствии с условиями по соглашению о ГЧП. Этот документ закрепляет обязательство Петербурга не создавать и не развивать другие аэропорты коммерческой гражданской авиации на территории Петербурга. Все взаимные обязательства между Ленобластью и Петербургом по развитию авиационной инфраструктуры в регионах регулируются соглашением между сторонами, отметили в пресс-службе ВВСС.
Как отмечает источник в правительстве Ленобласти, по большому счету ФАС сообщила, что решение о приостановке соглашения должны принять сами стороны, подписавшие документ.
Тем не менее, согласно разъяснениям антимонопольного ведомства, Ленобласть может построить аэропорт-лоукостер, обслуживающий региональные рейсы. "Можно даже организовать сообщение с Москвой через аэропорт в Жуковском, поскольку он не входит в московский транспортный узел", — отмечает генеральный директор аналитической компании Infomost Борис Рыбак.
В пресс-службе отметили, что не могут комментировать решение ФАС, поскольку пока не получали этого документа. Напомним, что в декабре Георгий Полавченко направил Александру Дрозденко письмо о том, что соглашение от 2009 года сохраняет свою юридическую силу и что Ленобласть не может выйти из него в одностороннем порядке. А в начале этой недели Александр Дрозденко заявлял, что аэропорт является стратегическим для региона проектом. Главным вопросом сейчас является наличие инвестора. Ведутся переговоры с компанией "Евросиб", которая пока ни разу публично не подтвердила свою заинтересованность в проекте. Кроме того, губернатор говорил о том, что ведутся переговоры с рядом иностранных инвестиционных фондов.

Конкурент или нет

Напомним, что власти Ленобласти намерены построить аэропорт-лоукостер в поселке Сиверский Гатчинского района на базе бывшего военного аэродрома. Он расположен в 60 км от Петербурга. Аэродром имеет две взлетно-посадочные полосы длиной 2,5 и 2,3 км; он может принимать такие самолеты, как "Ил-76", "Ту-134", а также вертолеты всех типов. В километре от аэродрома находится железнодорожная станция Сиверская. Также рядом проходит автомобильная трасса "Псков". Здесь необходимо построить терминалы, организовать управление воздушным движением и другую инфраструктуру.
По данным экспертов, существует две бизнес-модели для превращения Сиверского в полноценный аэропорт. Первый — крупный аэропорт с международными рейсами и прямыми рейсами на Москву. Пассажиропоток должен составить от 1,5 млн человек в год, инвестиции — 6-10 млрд рублей со сроком окупаемости в 10-15 лет. Такой проект может стать прямым конкурентом для Пулково. Он может быть реализован только с согласия властей Петербурга.
Второй, более реальный вариант — это создание регионального аэропорта, который обеспечит сообщение с населенными пунктами на расстоянии до 600 км. Такой аэропорт сможет принимать небольшие самолеты вместимостью до 50 мест. Объем инвестиций может составить от 200 млн рублей, срок окупаемости — 5-7 лет. "Такой проект вполне может стать востребованным, хотя добираться до аэропорта не очень удобно", — отмечает эксперт.
С ним не согласен Борис Рыбак. "Выйти на рынок авиаперевозок, в том числе в сегменте лоукостеров, очень сложно и рискованно", — говорит он. Экономическая ситуация сейчас неблагоприятная, кроме того, рынок монополизирован. Так, 90% занимают компании "Аэрофлот", "ЮТэйр", "S7 Airlines". Борис Рыбак вспоминает несколько неудачных примеров создания новых авиаперевозчиков-лоукостеров. Успешной он называет только авиакомпанию "Победа", которая принадлежит "Аэрофлоту". Кроме того, были неудачные попытки создания аэропортов-лоукостеров в Емельяново (Красноярский край), Калуге, на Кубинке (Московская область). Однако в настоящее время действует аэропорт-лоукостер в Жуковском (Московская область).