Малые пекарни Ленобласти модернизируют производства и собираются завоевать рынок Петербурга

Автор фото: Коньков Сергей

Хлебопеки Ленинградской области вкладывают деньги в расширение производства и открывают новые точки продаж, в том числе и в Петербурге. Они считают, что покупателю уже не так интересно покупать заводской упакованный хлеб, и рассчитывают привлечь новых покупателей.

Небольшие областные пекарни начали инвестировать в развитие производства. Кроме того, они открывают новые точки продаж, в том числе и в Петербурге.
По данным комитета по Агропромышленному комплексу Ленобласти, всего в регионе работает около 30 небольших пекарен. В прошлом году они произвели около 16 тыс. тонн продукции, что составляет 35% от общего объема произведенного в Ленобласти хлеба и хлебобулочной продукции. Около 40% от этого объема реализуется на территории Петербурга. В следующем году пекарни планируют увеличить объем производства на 20%, или до 19 тонн.
Наиболее крупные игроки среди малых пекарен — это группа компаний "Путиловский хлеб", предприятия "Хлебная усадьба", "Аскания", "Росхлебпродторг" (торговая марка "Кузьмоловский хлеб").
Эксперты считают, что областные производители смогут нарастить объемы продаж как в Петербурге, так и в Ленобласти, поскольку популярность продукции из пекарен и местных маленьких кондитерских по-прежнему растет не только в городе, но и в райцентрах.  

Свои магазины

Всего в Петербурге и Ленобласти производится более 500 тыс. тонн хлеба в год. Лидерами рынка остаются компании "Фацер" (33%) и "Каравай" (32%), далее следуют группа компаний "Дарница" (15%), холдинг "Петрохлеб" (10%). На остальных игроков, в первую очередь малые пекарни, приходится 10% рынка. По мнению экспертов, их доля может вырасти за счет снижения популярности "промышленного" хлеба.
Хлебопекарни Ленинградской области в 2016 году, по отзывам их руководителей, активно инвестировали в расширение производственных мощностей и открытие фирменных магазинов. Это помогало им продвигать свою продукцию, в том числе в Петербурге. Например, сеть "Хлебная усадьба" из Волосовского района начала открывать магазины по франшизе. В настоящее время у компании работает 10 магазинов в Ленобласти и еще 10 — в Петербурге, в том числе четыре точки были открыты в этом году. Предприятие производит 2,5 тыс. тонн продукции ежегодно.
Фирменную торговлю хлебом в Петербурге также развивает группа компаний "Путиловский хлеб" из Кировского района Ленобласти, в текущем году она открыла на юге Петербурга новый магазин. По мнению руководителя группы компаний "Путиловский хлеб" Вадима Некрасова, фирменная торговля — это единственный способ продвижения на рынке, где господствуют торговые сети, с которыми сложно наладить сотрудничество. "Путиловский хлеб" выпускает 3 тыс. тонн продукции в год.

Остаются на местах

Но некоторые хлебопеки считают, что развиваться можно и только на территории Ленобласти. "Рынок города и области можно считать общим, особенно с учетом того, что с весны и до начала осени значительное число петербуржцев живут в области на дачах", — рассуждает директор по развитию ООО "Земляки" (Лужский район, 1,5 тыс. т продукции в год) Владимир Андреев.
По его словам, "Земляки" в IV квартале этого года инвестировали в развитие производства более 7 млн рублей: купили новую печь и приобрели автолавки. Модернизация позволит компании оперативно менять ассортимент продукции, выпуская его небольшими партиями, повысить качество. "Земляки" планируют расширять свою торговую сеть в Ленобласти, в Лужском районе, в расчете на местных жителей и дачников.
"Продажи через свою сеть позволяют компаниям предлагать продукцию с небольшой наценкой, отслеживать качество и свежесть товара и иметь обратную связь от покупателя", — отмечает Владимир Андреев.
Продажи хлеба и выпечки через отдельные магазины в Ленобласти предпочитает также вести хлебопекарня "Вега" из Шлиссельбурга. "С торговыми сетями очень сложно работать, и мы предпочитаем продавать хлеб либо в своем магазине, либо через небольшие точки", — говорит гендиректор "Веги" Татьяна Лепетелина. "Мне кажется, что покупателю уже неинтересно покупать упакованный заводской хлеб, ему приятней приобретать свежевыпеченный хлеб из местной пекарни", — считает она.
Компания "Росхлебпродторг" (Всеволожский район, 3,5 тыс. тонн изделий в год) планирует продавать свежий хлеб через автолавки. "Было бы интересно продавать свой хлеб через автолавки и в области, и в Петербурге, но в городе пока нет возможности получить под них места", — говорит руководитель компании Татьяна Веденеева.
По ее словам, "Росхлебпродторг" в этом году вложил в модернизацию около 5 млн рублей, заменив часть устаревшего оборудования. Это позволит компании увеличить объем производства в следующем году примерно на 20%. "Росхлебопродукт" продает свою продукцию в таких сетях, как "Полушка", "7 шагов", а также поставляет хлеб и выпечку в детские сады и школы.