Как прошла Биржа стартапов №24

Автор фото: Валентин Беликов

Анимационный сериал для детей, диетические пельмени, магнитоимпульсное лечение простатита и гипермаркет франшиз — эти и другие проекты инвесторы увидели на декабрьской, 24-й по счету, "Бирже стартапов". Три из шести проектов стали фаворитами жюри, а две команды получили приглашение на встречу.

По традиции мероприятие началось в 10 утра в ресторане “Rыба”. Соискателей инвестиций в этот раз слушали управляющий партнер компании Fort Group Максим Левченко, генеральный директор Ассоциации частных клиник Петербурга Александр Солонин, директор по развитию ПАО "Банк "Санкт-Петербург" Михаил Гаврилов, член совета директоров "Максидом" Мария Евневич, президент холдинговой компании "Созвездие Водолея" Владимир Хильченко, владелец "Атлантик Сити" Юрий Сулягин и др.
Максимальную оценку в графе "инвестиционная привлекательность" от жюри получил проект Prodgreen — производитель диетических полуфабрикатов, которые продаются в таких магазинах, как "Лэнд", "Азбука вкуса", "Вкусвилл" и "О'Кей". В основе продукта — запатентованное тесто без муки на основе овсяных отрубей. Среди других инноваций компании — блинчики без глютена, диетические пицца и лазанья — всего 30 позиций. Подробнее о проекте можно узнать здесь.
“Наша идея заключается в том, чтобы не просто стать новаторами на рынке, но подумать о питании будущего. Представьте, вы берете пакетик с лазаньей, и она разогревается у вас в руках до полной готовности. Такими проектами занимается наша лаборатория”, — объяснил Эвальд Алиев. Возраст компании — чуть больше года. В проект вложено 6 млн рублей, текущий объем продаж составляет 20 млн в год. Рентабельность бизнеса — 23%. Сейчас проект для быстрого масштабирования и модернизации производства ищет 30 млн рублей, обещая вернуть деньги в течение 3-5 лет. По словам Эвальда Алиева, в 2017 году компания должна приумножить прибыль до 60 млн рублей.
Деньги команда планирует потратить на лабораторные разработки и расширение продуктовой линейки, выход на западный рынок под уже существующим брендом Prodgreen International и модернизацию производства. Сейчас у компании есть собственное небольшое производство, большие партии производятся компаниями-аутсорсерами.
“Тематика продажи продуктов здорового питания в настоящее время очень перспективна. Растет популярность телемедицины, гаджетов для здоровья и многого другого. Увеличивается количество людей, готовых тратить время и деньги на здоровый образ жизни”, — прокомментировал Александр Солонин, генеральный директор Ассоциации частных клиник Петербурга.
Камнем преткновения стала угроза конкуренции от других, более крупных компаний. “Что вы будете делать, если, как только ваш продукт станет по-настоящему модным, большой производитель пельменей сделает примерно такой же продукт и забьет им абсолютно все магазины?” — спросил Дмитрий Грозный, исполнительный редактор газеты "Деловой Петербург”. Стартапер уверено ответил: “Мы всегда будем впереди рынка”.
Такая уверенность смутила некоторых экспертов, в том числе Михаила Гаврилова, директора по развитию ПАО "Банк "Санкт-Петербург": “Тогда зачем вам 30 млн от инвестора? Есть отличный банк, где с такими хорошими показателями, о которых вы заявляете, можно с легкостью получить кредит на 5 лет. Тогда вам не придется делиться долей, принимать кого-то в совет директоров и соблюдать его условия”, — посоветовал эксперт.

Антиэвакуатор
Проект с необычным названием CrocoDie, представленный Ксенией Загоскиной, первого места не занял, но на “Бирже” был представлен экспертам первым. Сервис, который помогает предотвратить эвакуацию автомобиля с помощью sms-сообщения, уведомляющего водителя о приближающемся эвакуаторе, вызвал бурное обсуждение у инвесторов.
Отправить сообщение с местоположением эвакуатора может любой прохожий за вознаграждение в 50 рублей — сейчас многие и так это делают, поэтому вознаграждение стало для автолюбителей хорошим стимулом присоединиться к сообществу CrocoDie (сейчас у проекта 50 тыс. зарегистрированных пользователей). Преимущество CrocoDie среди конкурентов, отметила Ксения, в том, что в случае предоставления неверной информации приложение возмещает стоимость эвакуации.
Монетизация проекта происходит за счет подписки — на неделю, месяц или год. Стартап был запущен в августе 2015 года и работает в девяти городах России. В Петербург он пришел в середине декабря 2016 года. Выручка составляет 300 тыс. рублей в месяц. Подробно ознакомиться с проектом можно здесь.
Команда уже вложила в проект 15 млн рублей и сейчас ищет еще 30 млн рублей — на рекламу и развитие собственного сервиса юридических услуг, предоставляющих клиенту комплексное решение вопросов, связанных с эвакуацией автомобиля. Срок возврата инвестиций на данном этапе — 18 месяцев. "18 месяцев возврата — это 70% годовых — это очень круто", — заметил Максим Левченко.
“Я сам бросаю машину как попало, и мне CrocoDie очень нужен!” — заметил Виталий Новиков, управляющий директор Университета продаж. Другие выразили опасения по поводу перспективы приложения. Мария Евневич, член совета директоров “Максидом”, заметила, что, если водители цивилизуются и инспекторы ГАИ перестанут подкарауливать машины в засаде, такое приложение потеряет всякий смысл. “Идея хороша, но она очень неживая, очень ситуационная, и совершенно не ясна ее перспектива”, — прокомментировала она.
"До того как начинать выходить на инвесторов, нужно очень четко понимать, на чем вы зарабатываете. Пока это вам дается очень тяжело. Все это звучит интересно, всякие фишечки, страховка и т.  д., но это не про бизнес, это про фишечки. Плюс я вижу, что объем рынка очень сильно ограничен. Вам надо либо увеличивать средний чек, либо заниматься чем-нибудь другим", — обратился к проекту Михаил Гаврилов, директор по развитию ПАО "Банк "Санкт-Петербург".
Александр Солонин выразил схожую точку зрения: “У меня есть сомнения по поводу роста рынка: у этого сервиса недолгий срок жизни. Если рассматривать этот проект с точки зрения продаж и маркетинга, то нужно добавлять туда какие-то дополнительные функции”, — посоветовал он. "Этот продукт будет жить недолго, — уточнил Юрий Сулягин. — Европейцам, например, этот сервис совсем не нужен, скоро и у нас прекратят оставлять машину в неположенном месте, тем более что обещают ввести большие штрафы за это. Так что это временный бизнес". 30%, которые вы предлагаете инвестору, отметил Владимир Хильченко, только дают право на получение дивидендов, но не гарантируют их.
Деньги на ветер
Вторым проектом на декабрьской “Бирже” стал проект Magnus, представленный Александром Атращенко. Свою презентацию он начал с вопроса экспертам: “Кто пытался подключиться к энергосетям в нашем регионе?” В зале послышались смешки: руки подняли почти все. “Это, скорее, риторический вопрос!” — прокомментировал Михаил Гаврилов, директор по развитию ПАО "Банк "Санкт-Петербург".
“Мы считаем, что проблему обеспечения энергией труднодоступных объектов и поселений с малым энергопотреблением нужно решать. Зачастую в нашем регионе и на большей части территории России альтернативным удаленным источником энергии выступает классический лопастной ветрогенератор, который при слабом ветре работает достаточно плохо. Мы предлагаем заменить классическую лопасть на лопасть на эффекте Магнуса”, — рассказал Атращенко.
Лопасть на эффекте Магнуса — это фактически вращающийся цилиндр, который преобразует ветровую энергию в механическую, а затем и в электрическую. За счет работы в широком диапазоне скоростей ветров лопасть на эффекте Магнуса, по словам разработчиков, обеспечивает увеличение выработки энергии более чем в 2 раза. “При использовании нашего прибора экономия составляет 400 тыс. рублей с 1 кВт установленной мощности за 5 лет”, — уверяет Атращенко.
Собственные вложения в проект составили 3 млн рублей, а за предлагаемую инвесторам долю 12,5-16% создатели просят около 26 млн рублей инвестиций с возвратом через 3 года. Подробнее о проекте можно почитать здесь.
Моделей монетизации у проекта Magnus три: продажа электричества (в качестве энергосбытовой компании), продажа готовых решений (B2B/G) и лизинг с платой за использование в режиме “оплата за электричество”, а также продажа лицензии. Потенциальный рынок B2C для такого проекта — не менее 1 млн домохозяйств, находящихся в местах, удаленных от энергосетей.
Проект запущен в феврале 2015 года,стартап делают сотрудники физико-технического института имени А.Ф. Иоффе. Команда вложила в стартап 3 млн рублей и сейчас ищет еще 26,4 млн рублей в обмен на 12,5-16% компании. Сейчас проект провел полевые испытания прототипа, нашел промышленного партнера и готов приступать к производству промышленного образца, чтобы выйти на рынок в 2018 году.
“Ведь эффект Магнуса не вы изобрели, почему никто до вас не взялся за создание такого ветрогенератора?” — выразил общее недоумение Дмитрий Грозный. Выяснилось, что разработки на основе лопастей на эффекте Магнуса уже существуют. “Но все пытаются сделать гигантские ветрянки, чья стоимость обслуживания очень высока. Уникальность нашего проекта заключается в том, что мы разработали маленький, но эффективный ветрогенератор с небольшими затратами на обслуживание — до 15 кВт его использование очень выгодно”, — ответил Атращенко.
Вторым неизбежно встал вопрос о территории использования: “Большинство ветрогенераторов работают при скорости ветра больше 5 м/с, а в Ленинградской области, например, скорость ветра выше 3 м/с поднимается редко”, — заметил Андрей Соколов, генеральный директор АО "Технопарк Санкт-Петербурга”. Сошлись на том, что проекту нужно серьезно задуматься о том, в каких регионах ветрогенератор будет наиболее эффективным. "Карелия, Мурманск — объектов, которым нужен наш ветрогенератор, много", — уточнил представитель проекта.
“Интересный проект, но надо правильно выбрать регион. Может быть, это берег моря, где постоянно дует ветер и нет доставки дизельного топлива, — Дальний Восток, например. Там это может быть действительно эффективно. В отношении продаж проект можно рассматривать как B2C, но такой продукт заинтересует далеко не всех потребителей. Им нужно обратить внимание на B2В”, — отметил Александр Солонин, генеральный директор Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга.
"Венчурный фонд "Якутия" сейчас очень ищет такие проекты, особенно коробочные решения с патентом, как у вас, обратитесь к ним", — посоветовал Михаил Раяк, директор технопарка "Политехнический".
“Малыш и Карлсон” XXI века
Третий проект, вынесенный на суд экспертов, оказался анимационным сериалом для детей под названием “На старт! Внимание! Марс!”. Его представлял Александр Егоров, в прошлом главный редактор журнала Chief. Особенно внимательно его слушали Владимир Хильченко, Михаил Гаврилов, Юрий Сулягин, Андрей Соколов (генеральный директор "Технопарк Санкт-Петербурга") и Александр Солонин.
Сериал представляет из себя детский мультик в формате сериала, где каждая серия длится от 6 до 7 минут. Жанр — городские приключения, сюжет основан на дружбе главного героя — мальчика Максима и цифрового чудо-кота с Марса. Целевая аудитория сериала — дети от 4 до 10 лет. Мультик разработан на основе многослойной flash-анимации (2D).
Сумма собственных вложений в проект составила 400 тыс. рублей, сумма требуемых инвестиций — 5 млн рублей на первом этапе. Деньги проект вложит в создание рекламного трейлера для сериала, выпуск пилотной серии, стартовое бизнес-планирование и оргструктуру студии. Срок возврата инвестиций — 2 года. Подробнее о проекте — здесь.
Основным генератором прибыли создатели считают управление лицензиями, то есть продажу прав на использование графических образов персонажей. Дмитрию Грозному такой бизнес показался очень рисковым: “На одного Смешарика и на одного Микки-Мауса приходится 10 тыс. неудачных проектов”, — заметил он. С ним согласились большинство членов жюри.
“Мультик может стать очень востребованным при попадании в целевую идейную нишу, как "Смешарики". Понять, насколько такой проект перспективен, удачна ли идея и есть ли "эмоциональный щелчок" между ней и аудиторией, можно только посмотрев первую серию. Тут риски 50 на 50, поэтому для инвесторов это довольно нестабильное вложение”, — прокомментировал Александр Солонин.
Михаил Гаврилов оказался еще более непреклонен: “В любой непонятной ситуации команда мультика снимается и начинает делать другой проект в соседнем офисе за деньги другого человека. Потому что инвестор, который дает деньги, и художник, который рисует, — это две личности, которые никогда не уживутся вместе”.
В целом эксперты сошлись на том, что вложение денег в такой проект — прибыльное, но очень специфическое дело. "Это очень привлекательный проект с точки зрения инвестиций, но слишком опасный путь для инвестора, потому что срок возарата денег довольно туманный", — отметил Владимир Хильченко. "Мне, честно, очень нравится, — подхватил его мысль Михаил Гаврилов. — В другое время я бы занялся этим проектом".
Прибор от простатита
Четвертым был представлен проект Артема Михайлова и Юрия Иванова МИЦ — магнитоимпульсный стимулятор, который воздействием магнитного поля диагностирует и лечит такие заболевания, как шейный и поясничный остеохондроз, радикулит и простатит.
Суть проекта — внедрение в повседневную медицинскую практику МИ (магнитоимпульсного) метода лечения с помощью аппарата МИЦ-307М, патентом на который обладают создатели проекта “МИЦ”. В настоящее время разработчики уже успешно закончили испытания прототипов и имеют много положительных отзывов, в том числе от Министерства здравоохранения.
Расчетная себестоимость серийного аппарата — 194 тыс. рублей, по задумке создателей, одна 10-минутная процедура будет стоить от 1 тыс. до 1,5 тыс. рублей. Для достижения заметного эффекта требуется максимум две процедуры.
С момента запуска проекта в 2004 году в него уже было вложено 70 тыс. евро собственных средств. Необходимая сумма инвестиций на данный момент составляет 43,4 млн рублей.  Инвестиции команда “МИЦ” хочет пустить на создание медико-инженерного центра или лаборатории (24 млн рублей), расходы на собственное производство и услуги сторонних организаций (15,5 млн рублей), а оставшиеся 3,9 млн рублей оставить в резервном фонде.
“Прямой вопрос к вам: импотенцию этот прибор лечит? — не выдержал Виталий Новиков. — Не скромничайте, если да, то это многомиллионный рекламный бизнес!” "Лечит", — ответил Юрий Иванов. Подробнее о проекте можно узнать здесь.
“Проект находится не на такой стадии, чтобы создавать собственное производство: это очень проблематичная затея. Нужно определить этот проект на уже готовое производство медицинского оборудования, наладить производство этих приборов, получить регистрационное удостоверение Минздрава и начать поставки в медицинские организации. При хороших результатах можно даже выйти на международный рынок, так как сам аппарат кажется мне очень перспективным, тем более что апробация в медицинских организациях и отзывы врачей говорят о том, что есть доказательная база и результативность лечения”, — заметил Александр Солонин.
Владимир Хильченко, также отметив перспективность проекта, согласился с Солониным. “Из-за стоимости прибора можно с уверенностью сказать, что он не ориентирован на рынок B2С, так как пациенты не будут покупать такой аппарат себе домой. Вы должны ориентироваться на предприятия”, — заметил Владимир Хильченко, президент холдинговой компании "Созвездие Водолея".
Аппарат также очень заинтересовал Андрея Соколова, генерального директора АО "Технопарк Санкт-Петербурга”. Он пригласил создателей на разговор и пообещал связать их со своим медицинскоим кластером, в том числе занимающимся медицинским приборостроением. "Нам нужно обязательно связаться и поговорить о деталях. У вас все получится", — резюмировал он.
Гипермаркет франшиз
Последним из шести проектов выступил Максим Черенков с проектом “Гипермаркет франшиз” по продаже и продвижению франшиз. “Гипермаркет франшиз” — дочерний проект компании “Персональное решение”, выросший из продаж собственной франшизы.
“Наша бизнес-модель основана на продаже франшиз компаний-партнеров, с которыми мы заключаем дилерские договоры о том, что продаем их франшизу с оплатой за результат. К примеру, если мы продали франшизу за 500 тыс. рублей, то 300 тыс. рублей идут владельцу, а 200 тыс. — нам, как комиссия за сделку”, — объяснил Маским Черенков.
По словам представителя, франчайзерам выгодно работать с “Гипермаркетом франшиз” потому что оплата производится по результату, а не за процесс и из-за экономии собственного времени и денег. “Для привлечения франчайзи компаниям часто требуются целые отделы маркетинга, call-центры. Обращаясь к нам, они получают все эти услуги на аутсорсе”, — рассказал представавитель проекта. Покупателям франшиз “Гипермаркет” предоставляет широкий ассортимент проверенных и надежных вариантов и возможность получения субсидий или кредита для старта бизнеса.
Компания уже продала 500 франшиз в восьми странах мира. Ожидаемые проектом инвестиции — 24 млн рублей с возвратом в течение 3-5 лет в форме дивидендов. “Идея проекта мне очень нравится, но оговорюсь: такой бизнес нужен не сейчас и не в этой стране. Людей, которые хотят заниматься бизнесом, на данный момент очень мало, и они обычно хотят заниматься бизнесом, потому что у них есть своя идея, которую они хотят развивать. Никто не думает: “Почему бы мне вдруг не организовать свой бизнес? Какую бы франшизу купить?” Такая ситуация возможна в стране с низкими налогами, дружелюбным отношением правоохранительных органов и налоговых служб, не говоря уже об общем положительным образе бизнесмена”, — отметила Мария Евневич.
“Вам нужно идти в факторинговую компанию, там показывать свои документы, так как венчур никогда не пойдет в этот бизнес”, — посоветовал Михаил Раяк, заместитель директора Фонда поддержки промышленности, директор технопарка “Политехнический”.
Веет максимализмом
В целом “Биржа стартапов” прошла энергично, лидером гонки стартапов единогласно был признан проект Prodgreen, однако на встречу с потенциальным инвестором из медицинского кластера был приглашен проект "МИЦ".
“Сейчас основная вещь, которую мы все хотим, — стабильность. В преддверии Нового года у многих уже появилась надежда на то, что стабильность наконец появится, но вдруг вчера убивают российского посла в Турции, и опять неизвестно, что будет дальше. Задача политиков и бизнесменов — работать над обеспечением стабильности. Я, как инвестор, ищу этой стабильности. Когда я смотрю на инвестиционные проекты, я не хочу вкладыванием денег покупать себе очередной билет на войну, зарабатывать очередные седые волосы, а хочу, чтобы проект зарабатывал мне дивиденды. Сегодня от представленных проектов опять веет максимализмом, а их руководители хотят, чтобы инвесторы несли от 30 до 80 млн. Я для себя не увидел проектов, где мне было бы комфортно и стабильно, и не вложился бы ни в один из проектов, которые были сегодня представлены”, — резюмировал Максим Левченко, управляющий партнер Fort Group.
“Всем проектам хочу сказать одно: подумайте о своих инвесторах, подумайте о людях, у которых вы хотите получить деньги. Сделайте так, чтобы юридическая, экономическая и организационная части удовлетворяли инвесторов”, — подхватил мысль колеги Владимир Хильченко.
“Очень сложные впечатления от сегодняшней "Биржи стартапов". Идей хороших было много, гораздо труднее оценить их исполнение”, — добавила Мария Евневич.
“Самое интересное, — заметил Андрей Соколов, — все хотят 30 млн — такая средняя цена. Я так думаю, что на самом деле все хотят просто миллион долларов по старому еще курсу, просто не перестроились еще”. Владимир Хильченко подхватил мысль коллеги: “Помните, был фильм “Как украсть миллион"? Похоже".
"Говоря словами Константина Синюшина, с некоторых проектов нужно брать деньги за то, чтобы их посмотреть, — шутливо заметил Михаил Раяк. — Только что известный маркетолог выдал проектам рекомендацию, за которую на открытом рынке пришлось заплатить бы сумму, соразмерную с инвестициями, которые тут запрашивают. “Биржа стартапов” "Делового Петербурга" — уже намоленное место — точно можно сказать это. И я не устану повторять, что этим инструментом нужно уметь пользоваться. В августе я выставил три своих проекта здесь и на прошлой неделе продал второй: третий не продал только потому, что у компании еще не собрался совет. По факту три из трех проданы. Инструмент хороший, организаторам стоит продавать билеты на вход".
"Биржа привлекает проекты самой разной степени готовности и размаха. Сегодня среди презентаторов "Биржи стартапов" можно встретить людей весьма успешных, чьи компании уже обладают оборотом в миллионы и десятки миллионов рублей, — резюмировал Виталий Новиков. — Биржа это площадка для продаж, маркетплейс. И она вполне соответствует заявленному функционалу. За год 8 проектов нашли своих инвесторов. Помните «Когда б вы знали, из какого сора….»?
Приходят очень разные проекты. И все больше проектов продуманных, подготовленных, уникальных. Предприниматели получают опты презентации, публичного выступления, получают обратную связь, не всегда приятную, от реальных инвесторов. Они познают стоимость денег. "Биржа стартапов" рождает уверенность, что в стране есть талантливые, неравнодушные люди, изобретатели, предприниматели".
Члены жюри декабрьской "Биржи стартапов":
1. Мария Евневич, член совета директоров "Максидом"
2. Владимир Хильченко, президент холдинговой компании "Созвездие Водолея"
3. Юрий Сулягин, владелец "Атлантик Сити"
4. Михаил Раяк, заместитель директора Фонда поддержки промышленности, директор технопарка "Политехнический"
5. Александр Солонин, председатель ассоциации частных клиник Петербурга
6. Виталий Новиков, управляющий директор Университета продаж
7. Дмитрий Грозный, исполнительный редактор газеты "Деловой Петербург"
8. Гаврилов Михаил, директор по развитию ПАО "Банк "Санкт-Петербург"
9. Андрей Соколов, генеральный директор АО "Технопарк Санкт-Петербурга"
10. Максим Васюков, главный редактор газеты "Деловой Петербург"
Следующая "Биржа стартапов" пройдет в конце января. Получить обратную связь от экспертов и бизнес-ангелов, познакомиться с инвесторами и, возможно, услышать заветное "да" можно будет, подав заявку на участие в проекте. Для этого нужно написать письмо на startup@dp.ru и рассказать о себе. Заявки принимаются до 15 января. Предпоказ "Биржи стартапов" состоится 25 января в редакции "ДП".