Контрафакт из Китая мешает адекватному росту российского производства детских игрушек

Из–за подорожания импортных игрушек спрос на отечественные вырос на 20%. Но адекватному росту российского производства детских игрушек мешают рост контрафакта из Китая и падение доходов населения.

Девальвация рубля и вызванное ею подорожание импортных детских игр и игрушек резко повысили интерес покупателей к менее дорогостоящей отечественной продукции. Однако из–за падения реальных доходов населения (в 2015 году — на 3,2%, в 2016–м — на 5,8%) в целом спрос на игрушки в прошлом году упал на 0,2%, а в текущем, по самым оптимистичным прогнозам, вырастет не более чем на 1,5%. Кроме того, развитию отечественной игрушечной промышленности мешает рост китайского контрафакта.

Игрушки растут

Российский рынок детских игр и игрушек до кризиса стремительно набирал обороты: в 2010–2014 годах он вырос в 2,5 раза (данные BusinesStat). В 2014 году емкость этого рынка в России составила около 175 млрд рублей, из них на долю отечественной продукции приходилось менее 20%. В 2015–м ситуация изменилась: импортные игрушки подорожали на 25–30%, отечественные — на 10–15%, а доходы населения, наоборот, упали. А вместе с ними и продажи. При этом на 20% увеличился спрос на отечественную продукцию.
В 2016 году эксперты отметили небольшое улучшение ситуации (увеличение продаж на 1,5%), но лишь по сравнению с провальным 2015–м.
Как и в других отраслях промышленности, государство призывает использовать ситуацию для развития отечественных производителей и обещает им помогать. Причем импортозамещением в игрушечной отрасли власти занялись еще до кризиса: принятая в 2013 году Стратегия развития индустрии детских товаров до 2020 года предусматривает сокращение доли импортных товаров и наращивание доли российской продукции на внутреннем рынке с 20% (уровень 2013 года) до 42%. Меры господдержки традиционные: субсидирование ставок по кредитам, полученным предприятиями на расширение и модернизацию действующего производства или открытие нового, компенсация части затрат на выставочную деятельность, ограничение закупок импортных товаров для госнужд.
Промышленники стали энергичнее развивать производство. Так, один из крупнейших производителей пластиковых игрушек петербургский "Нордпласт" (входит в топ–10 в России) за последние 3 года внедрил новые технологии: термопечать, двухкомпонентное литье и тампопечать. "Наносимая таким способом краска безопасна, а рисунок стойкий и не стирается. По такой технологии изготовляются машинки "Глазастики", — говорят на предприятии. Производители детских товаров переносят в Россию производство: сети "Детский мир" и "Дочки сыночки" наладили здесь выпуск товаров под своими торговыми марками. В итоге к концу 2016 года доля отечественных игр и игрушек выросла до 27%. По данным комитета по промышленной политике и инновациям Смольного, в январе–ноябре индекс промышленного производства в этом сегменте в Петербурге вырос на 17,7%.

Китайский след

Рост производства мог бы быть более впечатляющим, если бы государство вместо дополнительных мер по регулированию отечественного производства плотнее занялось борьбой с контрафактом, говорят промышленники. Отечественные производители часто не выдерживают конкуренции с дешевым китайским импортом, поясняет владелец фирмы по производству деревянных игрушек Woodencorp Kids Владислав Поклонцев. Российские предприятия обязаны получать сертификаты на продукцию, подтверждающие ее безопасность для детей. Китайские изготовлены из более дешевых и токсичных материалов. По данным Ассоциации индустрии детских товаров (АИДТ), с 2012 года доля контрафактной продукции на российском игрушечном рынке выросла с 30 до 43%. Львиная доля ее поступает из КНР. По оценке Минпромторга, у 50% китайских игрушек липовые сертификаты.
В будущее производители смотрят с тревогой. Например, если будет принят разработанный Федеральной антимонопольной службой законопроект о легализации параллельного импорта (ввоз брендированного товара без разрешения правообладателя), владельцы российских брендов могут потерять до 85% дохода, получаемого от продажи прав на их использование.
Если одобрят обсуждаемую в Госдуме инициативу по введению обязательной психолого–педагогической экспертизы игр и игрушек, все они должны будут получить соответствующий сертификат. Это, по оценке АИДТ, может увеличить себестоимость изготовления игрушек на 20%, а время их производства — на 30%.
Тем не менее спрос на игрушки растет, поэтому перспективы у рынка производства игрушек хорошие, резюмирует Юлия Томка из компании "Биплант" (разработчик и производитель развивающих игр и игрушек).
Очень важно продвигать российскую продукцию за рубежом, в частности на рынках государств — членов Евросоюза. За счет продаж в этих странах российский рынок детских товаров может увеличиться не менее чем на 10%. Наша ассоциация в 2017 году уделит этому особое внимание. У российских производителей уже есть успехи в этом смысле. Например, товары под брендом "Маша и Медведь" хорошо известны за рубежом, а ведь узнаваемость бренда существенно повышает продажи. Но для продвижения нужна государственная поддержка. Мы заключили стратегическое партнерство с Российским экспортным центром, при его содействии планируем в 2017 году организовать на двух ведущих зарубежных выставках в Лас–Вегасе и Кельне коллективную экспозицию российских детских брендов и товаров.
Антонина Цицулина
президент Ассоциации индустрии детских товаров