Отрасль дорожного строительства начала постепенно выбираться из кризиса

 

В уходящем году отрасль дорожного строительства начала постепенно выбираться из кризиса. В Петербурге этому во многом поспособствовал грядущий чемпионат мира по футболу 2018 года: подрядчики были обеспечены госзаказами, вырос даже объем рядового текущего ремонта городских дорог. А ведь дорожное строительство зависит от госзаказов в гораздо большей степени, чем многие другие рынки. Сейчас, к слову, как раз начинается пора конкурсов, на которых компании будут сражаться за контракты на будущий год. Помимо госзаказа, источником подрядов для дорожников обычно становятся проекты государственно–частного партнер­ства (ГЧП). Таким был Западный скоростной диаметр. Теперь предприниматели с нетерпением ждут воплощения в реальность еще одного аналогичного проекта — Восточного радиуса и других ГЧП–строек.
Впрочем, праздновать победу над кризисом пока рано. Федеральный и региональный бюджеты подвергаются секвестированию. Тренд на импортозамещение порой приносит подрядчикам не позитивные бонусы и новые заказы, а серьезные технические сложности. Сметы на работы все больше и больше отстают от показателей реальной, а не официальной инфляции. Так что работать приходится впритык.

Цитата года

"Если бы подрядчики работали только на объектах КРТИ, они обходились бы без кредитов". - Сергей Харлашкин, председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры.
Автор: Сергей Коньков

Скандал года

Соперники на ринге госзакупок
В уходящем году обострились отношения дорожного комитета Смольного и петербургского управления антимонопольной службы. Взгляды чиновников и антимонопольщиков на то, как следует распределять миллиарды рублей на ремонт и строительство городских дорог, расходятся. Разбираться приходится в судах.
Весь год управление ФАС по Петербургу и комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) выясняли в судах, законно ли несколько крупных подрядчиков ("Орион плюс", "А–Проект", "АБЗ–Дорстрой", ВАД и др.) получают миллиардные контракты на ремонт дорог.
Один из судов касался восьми дорожных конкурсов на 3 млрд рублей. В УФАС СПб считали незаконным требование чиновников к опыту подрядчика. Чтобы претендовать на контракт, фирма должна была предоставить опыт только за минувший год и только на городских объектах, что значительно ограничивало круг потенциальных подрядчиков. Впрочем, пока шли суды, подрядчики уже успели выполнить все работы.
Затем УФАС нашло нарушения и в распределении дополнительных 1 млрд рублей федеральной субсидии на текущий ремонт дорог. Тогда чиновники не стали проводить полноценные конкурсы, сославшись на срочную подготовку дорог к грядущему чемпионату мира по футболу 2018 года как на обстоятельство непреодолимой силы. Материалы проверки антимонопольщики передали в прокуратуру.
Разбирательства еще не завершились, а дорожные чиновники снова не угодили УФАС, на этот раз анонсировав конкурсы на 3 млрд рублей на ремонт дорог в 2017 году. Антимонопольщики указали на то, что работы в разных районах объединены в три лота, чтобы небольшие компании не смогли претендовать на них. И это при том, что Верховный суд РФ весной этого года вынес прецедентное решение, запрещающее укрупнение закупок. Очевидно, что к общему знаменателю ведомства придут еще не скоро.
Мевлуди Блиадзе, председатель совета директоров компании "Пилон"
Автор: Петр Ковалев

Угроза года

Пришлось наводить мосты
Смольный не нашел 1,8 млрд рублей в бюджете и у инвесторов на строительство Яхтенного моста, нужного для проведения ЧМ–2018. Пришлось дорожникам скидываться.
Смольному так и не удалось привлечь инвесторов, которые вложили бы 1,8 млрд рублей в строительство Яхтенного моста. Между тем возведение моста было обязательным требованием ФИФА в преддверии ЧМ–2018. В результате чиновники уговорили господрядные дорожно–строительные компании скинуться на стройку.
В проект вложились "ВАД", "Метрострой", "АБЗ–Дорстрой", "Возрождение" и "Пилон". В качестве "кассы" для денег на стройку компании создали ассоциацию "Открытое пространство". Доля каждой фирмы зависела от чистой прибыли, которую она получала при строительстве объектов по госзаказу в Петербурге. Строительством моста занялся "Пилон".
Сегодня Яхтенный мост уже практически достроен. Открыть его планируют весной 2017 года.
Мост будет неразводным. Он начинается в створе Яхтенной ул., проходит под Западным скоростным диаметром и приводит на Крестовский остров. Его длина составляет 490 м, ширина — 17 м.
На мосту будет две полосы для движения автотранспорта и велодорожка шириной 3,5 м.
Как ранее сообщали в Смольном, мост будет пешеходным.
Полосы движения на нем предназначены только для проезда специального транспорта.

Проект года

Новый скоростной диаметр — теперь восточный
После открытия центрального участка Западного скоростного диаметра Смольный сразу вплотную занялся проектом еще одной новой платной трассы — Восточного скоростного радиуса.
В этом году давно обсуждаемый проект строительства широтной магистрали с мостом через Неву в створе Фаянсовой и Зольной ул. принял более четкие очертания. Трассировку дороги, которую также называют Восточным скоростным радиусом, утвердил Смольный.
По указанию вице–губернатора Игоря Албина создали комиссию, ответственную за этот проект. Возглавил ее Игорь Лукьянов, который возглавлял и АО "ЗСД" (представляло интересы города в строительстве этой трассы).
Восточный скоростной диаметр должен начинаться от Благодатной ул., идти в полосе отвода северного железнодорожного полукольца и подключаться к КАД возле Кудрово. Также в перспективе трасса может проходить по Ленобласти до Мурманского шоссе и разгружать его.
Стоимость строительства ранее оценивалась в 150 млрд рублей. Проект должен стать еще одним примером масштабного ГЧП в петербургском дорожном строительстве. Среди наиболее вероятных инвесторов рассматривается все тот же ВТБ, вложившийся в ЗСД. Впрочем, пока проекта трассы нет, инвесторы не готовы детально обсуждать эту идею.
Полноценное проектирование магистрали, на которое в бюджете уже заложено более 60 млн рублей, начнется в 2017 году.
Конкретные сроки строительства Восточного радиуса пока неясны.
По предварительной концепции, строительство разобьют на три отрезка: от Ладожского вокзала до КАД, от Глухоозерского шоссе до Ладожского вокзала с мостом через Неву и от ЗСД до Глухоозерского шоссе (здесь возможно разделение на два участка: Софийская ул. — Глухоозерское шоссе, ЗСД — Софийская ул.).

Победа года

Свято место пусто не будет
Если прошлый год был периодом банкротств подрядчиков, то этот стал порой расцвета фирм, занимающих освободившиеся ниши. Так, недолго пустовала ниша обанкротившихся «Мостостроя №6» и «Мостоотряда №19». Частично ее сразу же занял «Пилон», частично — компания «Геоизол». Последняя взялась за достройку тоннеля на Синопской набережной вслед за банкротами.
В дорожном ремонте, объем которого к тому же значительно увеличился благодаря подготовке к ЧМ–2018 по футболу, освободившиеся ниши активно занимает группа «АБЗ–1», в которую помимо подрядной компании входит и завод. Также нишу дорожного ремонта активно осваивает «А–Проект». И если «АБЗ–1» на рынке много десятилетий, то восхождение «А–Проекта» только начинается. Игроки рынка отмечают, что банкротства в какой–то степени очистили рынок и сделали его более конкурентным.

Поражение года

С долгами на миллиард
Амбициозная компания «Евроавтодор», возглавляемая выходцами из скандального «Дорожника–92», повторила его судьбу, задолжав Балтинвестбанку более 1 млрд рублей и перейдя к банкротству. Интересно, что в период активной работы «Евроавтодора» на господрядах компанию контролировал Вадим Егиазаров, на тот момент акционер Балтинвестбанка. С марта собственниками фирмы стали Надежда Ечина и пермское ИК «Инвестиции Прикамья» Татьяны Годоваловой. Контракты на дорожное строительство с «Евроавтодором» Смольный расторг в одностороннем порядке. Компания строила развязки у «Лахта центра» за 63,5 млн рублей, Ярославский пр. за 245 млн рублей, мост через Дудергофку за 32 млн рублей, ранее работала в порту Бронка, на КАД и других объектах. Также интересная история произошла у «Евроавтодора» с работами на Московском шоссе за 1 млрд рублей. Компания начала работы на объекте за свой счет, когда конкурс на выбор подрядчика еще был в разгаре, но в итоге не выиграла его. В 2015 году игроки рынка оценивали «Евроавтодор» как актив в 800 млн рублей, из которых более половины составляла техника в парке компании.

Сделка года

Как увеличиться в пять раз
В этом году компания «Орион плюс» продемонстрировала пятикратный рост портфеля госзаказа: с 1 млрд рублей в прошлом году до более чем 5 млрд рублей в этом году. Такой успех совпал со сменой собственников фирмы: долю в компании получил бизнес–партнер семьи экс–министра обороны Анатолия Сердюкова Александр Усов. Накануне сменился и руководитель Дирекции транспортного строительства (подведомственная комитету по развитию транспортной инфраструктуры), которая зачастую и выступает заказчиком для «Орион плюс». А возглавил Дирекцию Вячеслав Урусов, экс–заместитель директора одной из структур Минобороны.

Разочарование года

Платная парковка с убытками
На первый взгляд, показатели работы платных парковок в историческом центре Петербурга, в зоне, ограниченной Невским проспектом, набережной Фонтанки, Кирочной улицей и Лиговским проспектом, выглядят позитивно. Средняя загрузка составляет около 35%, что неплохо для пилотного периода, а сумма, собранная в бюджет, стремится к 100 млн рублей. Однако, если изучить ситуацию внимательнее, выясняется, что годовые абонементы купило лишь несколько десятков человек, а около 20% сессий и вовсе не оплачиваются. Это значит, что либо парковкой пользуются местные жители с удостоверением резидента, либо автовладельцы просто не оплачивают парковку. Второй вариант вполне вероятен. Ведь Городской центр управления парковками (курирует платную парковку в Петербурге) не может выписывать нарушителям штрафы по 3 тыс. рублей. ГИБДД, ссылаясь на федеральные законы, отказывается предоставлять центру личные данные водителей, хотя в Москве, например, таких проблем не возникло. В результате законопослушная оплата становится добровольным выбором автомобилиста. Кроме того, часто машины останавливаются менее чем на 15 минут и поэтому не оплачивают парковку.